о предоставлении жилого помещения (дети-сироты)



Дело № 2-3942-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«23» июня 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Евстратовой Арины Евгеньевны к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района обратился в суд в интересах Евстратовой А.Е. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Евстратова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО3 решением Читинского районного суда от 08.11.2006 года лишена родительских прав. Отец ФИО4, воспитанием и содержанием дочери не занимается, его место нахождения не установлено, он находится в розыске. В связи с отсутствием родительского попечения, постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» от 31.08.2007 года над Евстратовой А.Е. установлена опека, опекуном назначена ФИО5, при этом за несовершеннолетней жилая площадь не закреплялась в связи с ее отсутствием. На основании постановления главы сельского поселения «Новокукинское» муниципального района «Читинский район» от 08.04.2011 года Евстратова А.Е. принята на учет на льготную очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Евстратовой А.Е., жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м.) на территории Читинского района, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Евстратовой А.Е.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Гудковой Н.Г. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. На 2011 год Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50638,8 тыс. руб. Данные субвенции предоставляются только муниципальным районам и городским округам, которые, в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Поскольку Евстратова А.Е. является лицом из числа детей-сирот, нуждающейся в жилом помещении, она вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Правительства Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края и возражения на исковое заявление, в которых он указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрено 1497,6 тыс. рублей. Согласно ст. 20 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении исковых требований в отношении правительства отказать.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, администрации муниципального района «Читинский район».

В судебном заседании истица Евстратова А.Е., помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные вышеизложенным, просили суд иск удовлетворить.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом Евстратова Арина Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО3 решением Читинского районного суда от 08.11.2006 года лишена родительских прав. Отец ФИО4, воспитанием и содержанием дочери не занимается, его место нахождения не установлено, он находится в розыске. В связи с отсутствием родительского попечения, постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» от 31.08.2007 года над Евстратовой А.Е. установлена опека, опекуном назначена ФИО5, при этом за несовершеннолетней жилая площадь не закреплялась в связи с ее отсутствием.

В соответствии с постановлением главы сельского поселения «Новокукинское» от 08.04.2011 года Евстратова А.Е. состоит на учете лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, номер очереди То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Евстратовой А.Е. не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального района «Читинский район» от 21.04.2006г. № 121 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться на территории муниципального района «Читинский район» и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Читинского района в интересах Евстратовой Арины Евгеньевны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Евстратовой Арине Евгеньевне изолированное, благоустроенное применительно к конкретному населенному пункту, жилое помещение в черте муниципального района «Читинский район», общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации муниципального района «Читинский район» по приобретению жилья Евстратовой Арине Евгеньевне за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200