о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения (дети-сироты)



Дело № 2-3939-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«23» июня 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Шолохто Антонины Михайловны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах Шолохто А.М. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 10 февраля 2010 года исковые требования Шолохто А.М. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Шолохто А.М. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Чита, отвечающей санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение Шолохто А.М. не предоставлено по причине отсутствия у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья и денежных средств для его приобретения. Просит суд во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 10 февраля 2010 года взыскать с Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Шолохто А.М. денежные средства в размере 1012 500 рублей для приобретения жилого помещения.

В судебном заседании истец Шолохто А.М., помощник прокурора Центрального района г. Читы Галсанов Б.Б. заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, от представителя Д.А. Зотова, действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на иск, в которых он указывает на то, что в данном случае прокурор должен был обратиться в рамках ст. 203 ГПК РФ с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, вместе с тем, в нарушение установленной процедуры прокурор обратился в суд с новым иском. В случае если требования прокурора будут удовлетворены, будет иметь место два решения по одному и тому же вопросу, что является недопустимым. При этом истцом не представлено доказательств невозможности исполнения ранее принятого решения. Кроме того, считает, что требования прокурора в отношении Правительства Забайкальского края не основаны на нормах материального права, поскольку Правительство не является финансовым органом субъекта и не может представлять интересы казны в судах. В данном отношении прокурор свою позицию никак не обосновывает. На основании ст. 220 ГПК РФ просил производство по делу прекратить.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, от представителя Н.Г. Гудковой, действующей на основании доверенности, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что исходя из содержания ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью администрации городского округа «Город Чита», на основании ст. 126, 309, 3010 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона. То обстоятельство, что до настоящего времени решение суда от 10.02.2010г. о предоставлении Шолохто А.М. жилого помещения не исполнено, свидетельствует о том, что муниципальное образование городского округа «Город Чита» не исполняет обязанности, возложенные на него законом и решением суда. Дополнительные гарантии прав на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Под расходным обязательством в соответствии со статьей 6 БК РФ понимается обязанность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическому или юридическому лицу средства соответствующего бюджета. На 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей. Администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на указанные цели в размере 15595600 руб. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истица имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре. Кроме того, надлежащие доказательства, подтверждающие невозможность исполнения решения Центрального районного суда г. Читы от 10.02.2010г. администрацией городского округа «Город Чита» в материалах дела отсутствуют. Более того, стоимость одного квадратного метра жилья в исковом заявлении завышена. Постановлением Мэра г. Читы от 26.01.2009г. № 4 установлен норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, составляющий 26400 руб. Денежный эквивалент жилого помещения, не предоставленного по решению суда А.М. Шолохто, составит 660000 руб. Данная сумма подлежит взысканию с администрации городского округа «Город Чита». Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Болонкиной А.А., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, третьего лица.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 10 февраля 2010 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Шолохто Антонине Михайловне по договору социального найма вне очереди жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей требованиям, предъявленным жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м., на территории г.Читы. Решение суда вступило в законную силу 07 апреля 2010 года. На основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Читы по указанному решению, Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство.

Вместе с тем, до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Шолохто А.М. не предоставлено, доказательств обратного суду не представлено. Как следует из письма судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО7, администрация городского округа «Город Чита» в письме сообщает о невозможности исполнения требований судебного пристава-исполнителя в связи с отсутствием в распоряжении городского округа «Город Чита» свободных благоустроенных жилых помещений, общей площадью не менее 25 кв.м.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истице жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края суду не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Шолохто А.М. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истицы, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Шолохто А.М. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.

При этом довод представителя ответчика Правительства Забайкальского края о нарушении истцом процедуры обращения в суд: предъявление нового иска, а не обращение с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, суд находит несостоятельным. Поскольку способ защиты прав истцом может быть выбран по своему усмотрению. В рассматриваемом случае предмет иска иной: взыскание денежных средств на приобретение жилого помещения, а не предоставление жилого помещения, ввиду чего основания прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ в данном случае судом применены быть не могут. Более того, при рассмотрении дела по иску Шолохто А.М. о предоставлении жилого помещения, ни Правительство Забайкальского края, ни Министерство финансов Забайкальского края к участию в деле в качестве соответчиков привлечены не были. Каких-либо ограничений, препятствующих предъявлению истцом нового иска с иным предметом спора, законодательство не содержит.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание справку ООО МП «Правовед», согласно которой рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке г.Читы по состоянию на 03.03.2011г. составляет 40500 рублей. Следовательно, в пользу Шолохто А.М. для приобретения жилья подлежит взысканию сумма в размере 1012500 руб. (25х40500). При этом суд не принимает во внимание представленную представителем Министерством финансов Забайкальского края справку ООО «Судебно-экспертное агентство», согласно которой стоимость 1 кв. м. жилого помещения по г.Чите составляет 30000 рублей, поскольку данная справка не содержит указание на то, является ли данное жилое помещение благоустроенным. Довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жи­лья должен производиться из расчета 26400 рублей за один кв. метр, суд находит несостоятельным, а ссылки на постановление Мэра города Читы от 26.01.2009 №4 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необос­нованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств го­родского бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах Шолохто Антонины Михайловны удовлетворить частично.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 10 февраля 2010 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Шолохто Антонины Михайловны денежные средства в размере 1012500 рублей для приобретения жилого помещения, в удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200