Дело № 2-2893-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 7 июня 2011 года г. Чита Центральный районный суд г.Читы в составе : председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В., при секретаре КРАВЦОВОЙ Л.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Максима Евгеньевича к ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края об обязании выделить путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения Черноморского побережья в количестве 6 штук за 2007, 2008, 2010, 2011 годы с предоставлением специальных талонов на право бесплатного проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, судебных расходов на представителя в размере 20000 рублей, У с т а н о в и л : Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Истец является ребенком-инвалидом. Предпочтительным местом лечения, по мнению лечащего врача, являются курорты Черноморского побережья, рекомендуемыми сезонами: лето и осень. В период с2007г по 2011г были поданы заявления о выдаче путевки в данные санаторно-курортные учреждения. Однако, ответчиками было отказано в связи с недостаточностью финансирования. Ответчиком не принимаются заявления на лечение в других регионах, кроме Читинской области. В связи с этим просил обязать ответчиков выделить путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения Черноморского побережья в количестве 6 штук за 2007, 2008, 2010, 2011 годы с предоставлением специальных талонов на право бесплатного проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей. В ходе судебного разбирательства представитель истца представил заявление о взыскании расходов на представителя в порядке ст. 100 ГПК РФ ( л.д.___). Истец в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, направил своего представителя. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца с участием его представителя. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ Антонов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что графа №18 в справке формы №-70/у-04 носит рекомендательный характер, истец отказался от путевок для лечения на курортах Забайкальского края, а именно в санатории «Ургучан» (л.д._____). Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края иск не признал, суду пояснил, что истец может пройти лечение в санаториях на территории Забайкальского края, однако, от таких путевок он отказывается. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно справке МСЭ (л.д.____) Чернов М.Е является ребенком-инвалидом, в связи с чем ему назначена пенсия на основании ст.113 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» с 07.07.1999г. по 31.03.2000г (л.д._____), что подтверждается удостоверением № 931707. Родителями Чернова М.Е., рожденного 13.09.1991г. являются Чернов Е.В. и Чернова О.В.(л.д.____) согласно представленного свидетельства о рождении. Чернову М.Е. Федеральным государственным учреждением «Главное бюро МСЭ по Читинской области и ОБАО» разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР), согласно которой рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю опорно-двигательные нарушения (л.д.____). Согласно справки для получения путевки ф. №070/у-04 от 01.11.2006г №35 Чернову М.Е., выданной Городской больницей №2 в п.18 предпочтительным местом лечения являются курорты Черноморского побережья (л.д.____). 02.11.2006г. Чернов М.Е. обращался в Читинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки в санаторий на Черноморское побережье (Адлер, Сочи)(л.д.____). 23.05.2008г. Чернову Е.В. направлено разъяснение об отказе в предоставлении ему путевки на осень 2007г. в санатории Черноморского побережья и предложено лечение в санатории «Ургучан» в 2008г. (л.д._____). На запрос Читинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, заведующей деткой консультации МУЗ «Городская больница №2» И.В. Кореневой сообщается, что справка № 8 от 16.04.08г. ф. № 070/у-04(л.д.____) выдана на основании рекомендаций специалистов областной детской клинической больницы и носит рекомендательный характер (л.д.____). Как пояснил представитель истца в период с 2007 и 2011 г.г. он с сыном не ездил на лечение в санатории Черноморского побережья, от предложенных путевок в санаторий «Ургучан» они отказались, даже в будущем в случае предоставления истцу путевое на курорты Забайкальского края его сын на такие курорты не поедет, поскольку считает, что там не созданы нормальные условия быта и не тот уровень медицинских услуг. Согласно пп.1 п.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании. Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004г., в редакции от 09.01.2007г. №3, утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение. Абзацем 2 п.1.2 Порядка предусмотрено, что медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. п.1.5 Порядка предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме № 070/у-04 с рекомендацией санаторно - курортного лечения. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (п.3 ст.6.5 вышеназванного Закона). В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» Правительством РФ разработаны и утверждены Постановлением от 29.12.2004г. №864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В силу п.11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно - курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования и социального развития Российской федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования РФ при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами (п.19 Правил) и осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями(п.22 Правил). Суд полагает, что государством предусмотрен конкретный порядок предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг гражданам, указанным в ст. 6.1 Федерального закона, который не предусматривает компенсации при отказе больного либо инвалида от данной услуги, так как финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Забайкальского края о передаче Правительству Забайкальского края осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г № 2105-р, федеральные полномочия по обеспечению лиц, признанных инвалидами ( за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нуждающихся в технических средствах реабилитации в соответствии с программами реабилитации пострадавшего), и лиц в возрасте до 18 лет. Которым установлена категория «ребенок-инвалид», в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г № 2347-р переданы Правительству Забайкальского края. Согласно п.2 ст. 1 данного Соглашения переданные федеральные полномочия осуществляются Министерством социальной защиты населения Забайкальского края, данное соглашение вступило в силу с 30.12.2009г, исполнение переданных Правительству Забайкальского края федеральных полномочий, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Забайкальскому краю в форме субвенций в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ. Таким образом, расходные обязательства по предоставлению инвалидам социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно приняты на себя Правительством Забайкальского края с 01.01.2010г. Из представленных представителем Министерства социальной защиты населения Забайкальского края документов следует, что истец с 2010г обращался с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, внесен в соответствующие списки и в 2010, и в 2011г, данным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства проводился конкурс по приобретению путевок в санаторно-курортные учреждения на территории Забайкальского края ( л.д._______). Представитель истца в судебном заседании не отрицал, что он как представитель своего несовершеннолетнего ребенка, а потом и его сын отказался от предоставленного лечения в санаториях на территории Забайкальского края. Оценивая представленные медицинские справки, учитывая, что представитель истца не настаивал на допросе лечащего врача, а также оценивая документы, представленные представителем Минсоцзащиты, согласно которым санаторно-курортные учреждения Забайкальского края могут оказать услуги по лечению имеющегося у истца заболевания, суд приходит к выводу о том, что санатории Черноморского побережья, указанные в справке, носят только рекомендательный характер, доводы истца и его представителя о наличии прямой обязанности ответчиков предоставления путевок исключительно в санатории, расположенные на Черноморском побережье, суд считает несостоятельными. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В данном случае истец не представил суду доказательств, подтверждающих факт причинения ответчиками ему морального вреда. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объем. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд Р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Чернову Максиму Евгеньевичу отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение дести дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Судья: ЦОКТОЕВА О.В.