о понуждению к разработке проекты зоны охраны объекта культурного наследия `Сухотино`, включению в ЕГР, внесению представления в Правительство Заб.края, об ограничении или запрете движения трансп.средств на территории объекта



Дело № 2-1982-2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2011 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистова О.Н.,

при секретаре Коевой Ю.С.,

с участием прокурора Гомбоева Б.А.,

представителей Министерства культуры Забайкальского края Жеребцовой Т.И., действующей на основании доверенности от 18 марта 2011 года, Буянова Р.В., действующего на основании доверенности от 18 марта 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры Забайкальского края о понуждении к разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия «Сухотино», включению в Единый государственный реестр объекта культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников», внесению представления в Правительство Забайкальского края об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия «Сухотино»

у с т а н о в и л:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению д.и.н., профессора ЗабГГПУ им. Чернышевского ФИО3 по факту разработки карьера и добычи песка на территории комплекса памятников археологии «Сухотино». В ходе выезда и осмотра юго-восточного склона Титовской сопки выявлен факт разработки неизвестными лицами песчано-гравийного карьера, имеющего неправильную овальную форму и размеры 40 х 30 метров, расположенного на территории комплекса памятников археологии «Сухотино», в 200 метрах на восток - северо - восток от торговой базы по адресу: <адрес>. Стенки карьера высотой от 0,5м (с востока и запада) до 5 м (на севере) вертикальные, кое-где имеют отрицательный уклон, нависшие козырьки. На стенках видны следы ковша экскаватора. Ниже по склону, в 5 метрах на юго-восток от указанного карьера находится один из элементов комплекса памятников археологии «Сухотино» - «Сухотино- 4», представляющий собой площадку размерами 60x80 метров. Последний огорожен с южной и восточной стороны бетонными плитами, на одной из которых имеется надпись «Территория охраняется государством. Памятник археологии». С западной и северной сторон ограждений нет. При разработке описанного выше карьера уничтожен и разрушен неисследованный участок культурного слоя комплекса памятников археологии «Сухотино» и имеется реальная угроза уничтожения «Сухотино - 4». Истец просил: признать бездействие Министерства культуры Забайкальского края незаконным; обязать ответчика организовать государственную охрану объекта культурного наследия «Сухотино», расположенного на территории Забайкальского края, в границах городского округа «Город Чита» на юго-восточном склоне Титовской сопки, на левом берегу р. Ингода в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать ответчика огородить территорию объекта культурного наследия «Сухотино» исключив несанкционированный доступ посторонних лиц на территорию памятника археологии, а также установить информирующие и предупреждающие аншлаги в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать ответчика разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия «Сухотино» и утвердить границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Сухотино» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать ответчика внести представление в Правительство Забайкальского края об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия «Сухотино» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования поддержал, уточнил, просил обязать Министерство культуры Забайкальского края организовать государственную охрану объекта культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников», расположенного на территории Забайкальского края, в границах городского округа «Город Чита» на юго-восточном склоне Титовской сопки, на левом берегу р. Ингода, путем разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» и утверждения его в установленном порядке, внести объект культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, обеспечив полное документационное оформление в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать ответчика внести представление в Правительство Забайкальского края об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия «Сухотино» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представители ответчика Министерства культуры Забайкальского края - Буянов Р.В. и Жеребцова Т.И., действующие на основании доверенностей от 18.03.2011 г., в судебном заседании, представив письменный отзыв, пояснили, что объект культурного наследия «Поселение Сухотино - 4» входит в состав комплекса памятников археологии «Сухотино» и является в настоящий момент объектом культурного наследия регионального значения. Доводы истца в части бездействия, а также не осуществления Министерством культуры государственной охраны объекта культурного наследия «Сухотино», считают несостоятельными, поскольку Министерством культуры установлены информирующие и предупреждающие аншлаги. С требованием разработать проект зоны охраны объекта и утвердить его согласились, просили суд увеличить срок для разработки проекта, так как порядок разработки и утверждения состоит из нескольких этапов. Требование о включение объекта в Единый государственный реестр не признали, пояснили, что данные полномочия относятся к федеральным. Требование о понуждении внести представление в Правительство Забайкальского края об ограничении или запрете движения транспортных средств считают обоснованным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика– Государственное учреждение культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о дате, месте и времени судебного заседания извещён. В предыдущих судебных заседаниях представитель третьего лица директор ФИО6 ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что ФИО6 проводил работы по мониторингу объектов культурного наследия и их фотофиксации. По результатам мониторинга в 2008, 2009 годах были подготовлены : карта обследования памятника археологии стоянки «Сухотино-4» выполненная в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка проведения общероссийского мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры», акты по результатам археологического обследования объекта культурного наследия стоянки «Сухотино-4».

Выслушав мнение представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Решением Читинского областного совета народных депутатов от 27.03.1980 г. № 168 комплекс памятников археологии «Сухотино» включен в дополнительный список памятников Читинской области, подлежащих государственной охране как памятники местного значения в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (ст. 18 закона).

Между тем, в настоящее время в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в части порядка отнесения памятников к общесоюзного, республиканского и местного значения утратил силу в связи с принятием Закона 73-ФЗ.

Таким образом, комплекс памятников археологии «Сухотино» относится к объектам культурного наследия федерального значения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» (далее -Закон № 73-ФЗ), под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 ст. 9.2 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесена государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

Согласно Положению о Министерстве культуры Забайкальского края утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 01.06.2010 г. № 220 (далее - Положение), Министерство культуры Забайкальского края (далее - Министерство) является органом, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края.

Подпунктом 9.2.2 п.9 раздела 1 Положения, к полномочиям Министерства отнесены полномочия по утверждению границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном законом Забайкальского края.

Как следует из материалов дела, на территории «Поселения Сухотино-4» установлен факт несанкционированных земляных работ на территории объекта культурного наследия. Севернее раскопанной части поселения произведена выемка грунта. До настоящего времени, государственная охрана объекта культурного наследия «Сухотино» не организована, мероприятия по предотвращению разрушения и причинения вреда не проводятся, границы зон охраны объекта не утверждены, проект зоны охраны объекта культурного наследия не разработан, ограничение или запрет движения транспортных средств не установлен. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в Министерство культуры Забайкальского края вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Анализ ответа на представление показал, что до настоящего времени установленные законом полномочия Министерством культуры Забайкальского края не исполняются. Неисполнение возложенных полномочий со стороны Министерства культуры Забайкальского края влечет нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры(л.д._______).

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ прокурором установлено, что на юго-восточном склоне Титовской сопки на левом берегу р.Ингода имеется свежо разработанный песчаный карьер, размерами 40 х 30 метров. К указанному карьеру ведёт просёлочная дорога. Осматриваемый карьер расположен на территории комплекса памятников археологии «Сухотино», в 200 метрах от базы по адресу: <адрес>. Ниже, в 5 метрах на юго-восток от осматриваемого карьера расположен памятник археологии «Сухотино- 4», представляющий собой площадку размерами 60x80 метров. Осматриваемый памятник археологии «Сухотино- 4» огорожен с южной и восточной стороны бетонными плитами, с западной и северной сторон ограждений не имеет. На одной из плит огораживающей памятник археологии имеется аншлаг с надписью «Территория охраняется государством. Памятник археологии».

Государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, перемещения объектов культурного наследия и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты объектов культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий и включает в себя(ст. 33 Закона № 73-ФЗ) :

- государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение реестра;

- проведение историко-культурной экспертизы;

- установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия;

- согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;

- контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

- разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;

- выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;

- выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

- установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

- контроль за состоянием объектов культурного наследия;

- иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона объект культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» подлежит внесению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и форы ведения реестра. Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра.

Ведение реестра включает в себя:

- присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в реестре;

- мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов;

- документационное его обеспечение.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени объект культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» не внесен в указанный Единый государственный реестр объектов культурного наследия, регистрационный номер не присвоен, полное документационное оформление не обеспечено.

В соответствии со ст. 9.1 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия, в частности по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

Вместе с тем, ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации исключено из данного перечня и отнесено к компетенции Российской Федерации.

Исходя из данных обстоятельств, суд считает требование истца о понуждении ответчика внести объект культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Проект зоны охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (ст. 3 Положения).

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 4 Положения).

В нарушение указанного требования закона зона охраны объекта культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» до настоящего времени не разработана.

Вместе с тем, утвержденные решением Читинского областного совета народных депутатов от 11 декабря 1980 года № 584 зоны охраны памятников археологии «Сухотино» не содержат необходимой информации, установленной Положением о зонах охраны объектов, а именно: отсутствует информация о границах территории объектов, об охраняемых зонах, о градостроительных регламентах в границах зон охраны.

Соответственно требуется разработка и утверждение нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Положением о зонах охраны объектов.

Кроме того, проект зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Министерством культуры Забайкальского края после получения заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Также необходимо рассмотреть вопрос о финансировании проекта зоны охраны.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что для подготовки проекта зоны охраны объекта культурного наследия «Сухотино» необходимо установить срок 6 месяцев.

При рассмотрении требования об обязании внести представление в Правительство Забайкальского края об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия «Сухотино» суд учитывает, что подготовка проекта нормативного правового акта Правительства Забай­кальского края об ограничении движения транспортных средств на террито­рии объекта культурного наследия «Сухотино» осуществляется в соответст­вии с Регламентом Правительства Забайкальского края, утвержденным по­становлением Губернатора Забайкальского края от 18 сентября 2008г. № 191 (далее - регламент).

В соответствии с указанным регламентом проект правового акта перед внесением его на заседание Правительство должен пройти определенные процедуры, а именно:

- проект правового акта согласовывается с заместителями председателя
Правительства края, курируюшими соответствующие направления работы,а также с руководителями заинтересованных органов. Срок каждого согласо­вания 5 рабочих дней с момента регистрации проекта в согласующем органе;

- после получения положительного согласования, исполнитель, ответственный за подготовку правового акта по рассматриваемому вопросу, пред­ставляет проект правового акта и лист согласования в. Департамент управления­ делами Губернатора Забайкальского края, ("рок предоставления проекта должен, составлять - не менее чем за 20 календарных дней до дня заседания Правительства края

В течение этого срока специалисты. Администрации Губернатора края
проводят правовую экспертизу проекта правового акта в срок до рабочих дней, лингвистическую экспертизу - до 5 рабочих дней, антикоррупционную экспертизу - до 5 рабочих дней, В случае если проект правового акта потребует доработки после правовой, лингвистической или антикоррупционной экспер­тизы, специалисты Администрации Губернатора края передают его в Департамент управления делами с заключением для возврата исполнителю.*

Внесение согласующими органами в проект правового акта незначи­тельных, не меняющих его сути изменений не влечет за собой повторного ви­зирования.

При внесении изменений, имеющих принципиальное значение, автор должен повторно согласовать проект правового акта с заинтересованными органами.. ^

Таким образом, суд считает, что требование о внесении представления в Правительство Забай­кальского краг об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия «Сухотино» возможно исполнить в течение 2 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство культуры Забайкальского края организовать государственную охрану объекта культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников», расположенного на территории Забайкальского края, в границах городского округа «Город Чита» на юго-восточном склоне Титовской сопки, на левом берегу р. Ингода, путем разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» и утверждения его в установленном порядке, обеспечив полное документационное оформление в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу

Обязать Министерство культуры Забайкальского края внести представление в Правительство Забайкальского края об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия «Сухотино» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В части понуждения Министерства культуры Забайкальского края внести объект культурного наследия «Сухотинская группа археологических памятников» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд.

Судья О.Н.Копеистова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200