о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-4132-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«15»июля 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Коевой Ю.С.,

с участие прокурора Ташлыкова А.В.,

истца Амировой Х.С.,

представителя администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Амировой Хатыри Саитовны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Амировой Х.С. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка по заявлению Амировой Х.С. о нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено следующее. Амирова Х.С. воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении, проживала в Читинском детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истица состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года. По информации Администрации городского округа «город Чита» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер очереди в общем списке Амировой Х.С. на получение жилья - , в первоочередном -. Истица работала в <данные изъяты> », в связи с чем, ей было предоставлено жилое помещение в общежитии на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий по ликвидации <данные изъяты> 2». Согласно п. 19 Плана до ДД.ММ.ГГГГ запланирована проработка вопроса о прекращении договоров найма жилого помещения (общежитие) в связи с ликвидацией <данные изъяты> » и передачей в целом комплекса в оперативное управление другому юридическому лицу. Руководителем <данные изъяты> » Амировой Х.С. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении договора найма и о выселении из занимаемого жилого помещения. Учитывая, что Амирова Х.С. имеет право на дополнительную жилую площадь, ей необходимо предоставление жилого помещения общей площадью не менее 35 кв.метров. Истица самостоятельно обратиться в суд не имеет возможности по состоянию здоровья, поскольку страдает психическим заболеванием, в связи с этим прокурор подает в суд иск в ее интересах. Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Амировой Х.С. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г.Читы, размером не менее 35 м2 общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда г.Читы по гражданскому делу по иску прокурора Ингодинского района г.Читы, действующего в интересах Амировой Х.С. к администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении помещения по договору социального найма в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда г.Читы по гражданскому делу по иску прокурора Ингодинского района г.Читы, действующего в интересах Амировой Х.С. к администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении помещения по договору социального найма в качестве соответчика привлечена администрация Ингодинского района г.Читы (л.д. ).

В судебном заседании истица Амирова Х.С., помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыков А.В. уточнили исковые требования, просили предоставить жилое помещение площадью 25 кв.метров, так как истец не имеет право на дополнительную площадь, а также просили обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление указанной жилой площади. Амирова Х.С. суду пояснила, что страдает эпилепсией, постоянно проходит курсы лечения в психоневрологическом диспансере, с заявлением о предоставлении квартиры она обращалась в администрацию городского округа «город Чита», в администрацию Ингодинского района она с таковым заявлением не обращалась.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2010 г., исковые требования не признала, ссылалась на то, что истец состоит на очереди, в связи с чем предоставление жилого помещения в целях улучшения жилищных условий будет нарушать права и законные интересы впереди стоящих. В соответствии с Законом РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждане, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным законом, Амирова Х.С. встала на учет в ДД.ММ.ГГГГ году, поэтому норму Жилищного Кодекса РФ к её требованиям не применимы. Кроме того, в настоящее время администрация города не располагает свободными жилыми помещениями.

Представитель администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита» о дате и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Иванова Н.А., представляющая интересы Правительства Забайкальского края, действующая на основании доверенности от 23.06.2011 г., Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, действующая на основании доверенности от 22.10.2010 г., в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Амирова Х.С. страдает хроническим заболеванием, наличие которого позволяет ей обратиться с исковым заявлением к органу местного самоуправления о предоставлении жилого помещения вне очереди на основании ст. 57 ЖК РФ, в данном случае истцу предоставлено право на выбор пути реализации такового.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности от 10.03.2011 года, в суд не явилась, в отзыве исковые требования не признала, суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края № 450-ЗЗК от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрены субвенции в размере 15595, 6 тыс. руб. Указанные средства перечислены бюджету городского округа «Город Чита» платёжным поручением № 11816 от 16.02.2011г.Таким образом, средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год, направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме, следовательно расходные обязательства Забайкальского края, исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Полагала, что Министерство финансов Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, и просила суд в иске к нему отказать, в суд представила письменный отзыв (л.д. ).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1, части 1 статьи 7, статьей 18, частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашается социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 40 Конституции РФ возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В силу п.3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно данной норме перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичная норма содержалась и в ст. 36 ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в п. 3 которого предусмотрены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (F 00 - F 99).

Заключением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Амирова Х.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан с одной квартире (<данные изъяты>) (л.д.___).

Согласно Приложению № 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 №330 к заболеваниям, дающим право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади (в ред. Приказов Минздрава СССР от 23.12.86 № 1650, от 05.03.88 № 187, от 06.06.91 № 152) является, в том числе, психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально - депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы).

В силу ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Доводы ответчика о том, что Амирова Х.С. встала на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и поэтому реализация права на предоставления жилья должна быть основана на положениях Федерального Закона № 181- ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» суд считает необоснованными, так как Амирова Х.С. не имеет инвалидности, а также как гражданин РФ она имеет право на выбор пути реализации своего права.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Как установлено судом, Амирова Х.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывалась и находилась на полном <данные изъяты> № 1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истица работала в », в связи с чем, ей было предоставлено жилое помещение в общежитии на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. )

Согласно уведомлению о прекращении договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного руководителем ФИО8, приказом Министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий по ликвидации <данные изъяты> », Амировой Х.С. предложено до ДД.ММ.ГГГГ освободить занимаемое жилое помещение.

Согласно справке администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ, Амирова Х.С. граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 1984 года, ее порядковый номер в общем списке на получение жилья – , в первоочередном - То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истице не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся. Поскольку истица была поставлена на учет как лицо с нервно-психическим заболеванием, с учета не снималась, она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, обязанность по предоставлению Амировой Х.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма может быть возложена только на орган местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Мэра города Читы от 22 декабря 2009 года № 252 «О разграничении полномочий в сфере жилищной политики между Комитетом по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» и администрациями административных районов городского округа «Город Чита» обязанность по распределению жилых помещений муниципального фонда возложена на администрации административных районов городского округа «Город Чита»

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Амировой Х.С. в части возложения обязанности на Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» предоставить жилое помещение.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Амировой Хатыри Саитовны удовлетворить.

Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Амировой Хатыре Саитовне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Копеистова О.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200