Дело № 2-5588-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 августа 2011 года Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Калашниковой Т.А., при секретаре Страмиловой Я.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логиновой Елены Михайловны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л : Логинова Е.М. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа <данные изъяты>. Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители истицы были лишены родительских прав, а сама Логинова Е.М. была помещена в детское государственное учреждение <данные изъяты> <адрес>». Жилая площадь за ней не закреплялась по причине отсутствия таковой у родителей. С момента окончания пребывания в детском доме была вселена в общежитие лицея №, в настоящее время проживает со своим несовершеннолетним ребенком ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С 07.04.2005г. была поставлена на учет как нуждающаяся в предоставлении жилья, однако, жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. На день подачи искового заявления ее учетный номер в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, – 331. Просит обязать ответчиков предоставить ей отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Чита, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью в размере не менее 25 м?, произвести финансирование на приобретение благоустроенного жилого помещения. В судебном заседании истица Логинова Е.М. свои исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что ее мать умерла, где ее отец в настоящее время, неизвестно, после детского дома она проходила обучение в лицее № и жила в студенческом общежитии, сейчас она проживает в <адрес> с малолетним ребенком вынуждена была обратиться в суд. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв(л.д._____). Исковые требования Логиновой Е.М. не признал, пояснив, что Правительство Забайкальского края в рассматриваемом случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся пол опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Согласно статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган субъекта РФ. Правительство Забайкальского края не является органом, который, в соответствии с действующим законодательством может представлять интересы казны субъекта в судах. На основании вышеизложенного суд отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края. Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв(л.д._____),исковые требования не признал, ссылалась на то, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу «Город Чита» предусмотрены средства в сумме 15 603,7 тыс. рублей. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет около 2000 человек, на исполнении находится более 150 решений судов. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полномочий за счет средств бюджета края (ст. 4 ЗЗК). При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий, не допускается. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении заявленных исковых требований Логиновой Е.М. отказать. Представитель Министерства финансов Забайкальского края, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения на иск(л.д._____), согласно которым исковые требования Министерство финансов не признает, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Министерство же финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья нуждающимся. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Министерства финансов Забайкальского края. Заслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Судом установлено, что Логинова (Васеева) Елена Михайловна ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее родители, ФИО2 и ФИО3, лишены в отношении нее родительских прав, кроме того, мать истицы ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Логинова(Васеева) Е.М. была определена в детское государственное учреждение (постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). Из указанного постановления следует, что за несовершеннолетней Логиновой (Васеевой) Еленой Михайловной жилое помещение не закреплялось. Ввиду изложенного предоставление Логиновой Елене Михайловне благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи городского округа «Город Чита» Логинова (Васеева) Елена Михайловна состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, ее учетный номер - 331. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истице не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающейся. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Указанные же ответчиком - Администрацией ГО «Город Чита» доводы относительно не соблюдения Правительством Забайкальского края порядка передачи своих полномочий администрации городского округа «Город Чита» в части обеспечения жильем детей-сирот, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора и подлежат оспариванию в ином порядке. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает п.п. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд, Р е ш и л : Исковые требования Логиновой Елены Михайловны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Горд Чита» предоставить Логиновой Елене Михайловне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г.Читы размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Предложить Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать приобретение данного жилого помещения. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г. Читы. Судья: Т.А. Калашникова