№ 2-281-11 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 26 мая 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Иванец С.В., при секретаре судебного заседания Сафроновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Князеву Владимиру Андреевичу, ЗАО «Катангарский лесопромышленный комбинат» о признании действий незаконными и их запрете, установил: Читинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки, проведённой Читинской транспортной прокуратурой с привлечением сотрудников Забайкальского управления внутренних дел на транспорте, было установлено, что Князев В.А. и ЗАО «Катангарский лесопромышленный комбинат» препятствует эксплуатации железнодорожного пути общего пользования <адрес>, Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» всеми участниками перевозочного процесса. Просил запретить указанные действия. В судебном заседании помощник прокурора Плахотнюк Н.М. просила удовлетворить заявленные требования. ЗАО «Катангарский лесопромышленный комбинат», извещённый о месте и времени рассмотрения дела в суд своего представителя не направил. Ответчик Князев В.А., извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Закон о железнодорожном транспорте) и статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее Устав) установлены следующие определения: - «железнодорожные пути общего пользования» - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; - «железнодорожные пути необщего пользования» - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд». В соответствии со статьей 2 Устава и Закон о железнодорожном транспорте, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Железнодорожные пути общего пользования представляют собой железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Выделяют также и железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования: предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Согласно статье 1 Закона о железнодорожном транспорте, железнодорожный Пользование стрелочным переводом является частью перевозочного процесса, который в своей сущности является в соответствии со ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте совокупностью организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, которые должны выполняться всеми участниками перевозочного процесса в соответствии требованиям Закона о железнодорожном транспорте и иных норм и правил. Этому корреспондирует положения п. 1 ст. 15 указанного Закона. Статья 14 Закона о железнодорожном транспорте, устанавливает, что доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе, предусматривающей равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность в сфере железнодорожных перевозок осуществляется на конкурентной основе по единым нормам и правилам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы участника перевозочного процесса. Согласно ст. 80 Устава, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Статья 6 Закона о железнодорожном транспорте, предусматривает, что железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Статьями 15, 20, 21 Закона о железнодорожном транспорте установлены требования по обеспечению всеми участниками перевозочного процесса правил безопасности и эксплуатации, содержанию железнодорожных путей и расположенных на них сооружений и устройств требованиям безопасности, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. Эксплуатация стрелочного перевода всеми участниками перевозочного процесса вне зависимости от принадлежности должна осуществляться только в соответствии с его прямым назначением и с соблюдением всех установленных законом требований. Из представленных материалов установлено, что на ст. Баляга Забайкальской железной дороги осуществляют свою деятельность два крупных предприятия ЗАО «Катангарский лесопромышленный комбинат» (далее КЛК) и ООО МК «Рассвет». Указанные предприятия в своей деятельности - отгрузке лесоматериалов используют подъездные пути необщего пользования <адрес> принадлежащие им на праве собственности, а также подъездной путь общего пользования № 12 (соединительный) принадлежащий ОАО «РЖД» через врезанные стрелочные переводы. Поставка вагонов для отгрузки продукции (лесоматериалов) со станции Баляга на железнодорожные пути необщего пользования №№ <адрес> осуществляется локомотивом перевозчика Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» в лице станции Баляга по железнодорожному пути общего пользования № 12 примыкающего к главным путям. Стрелочный перевод № 41 соединяющий железнодорожный путь необщего пользования № 11 с железнодорожным путем № 12 общего пользования закрыт на навесной замок по направлению 11 железнодорожного пути, в связи с чем, проезд железнодорожного транспорта по 12 железнодорожному пути общего пользования невозможен. Ранее на стрелочном переводе устанавливались средства в виде замков, цепей, скоб, задвижек, бревен, а также производился разбор стрелочного перевода под предлогами ремонта. Согласно договору купли-продажи от 14.03.2005 и свидетельству о государственной регистрации права 75 АА № 124446 от 19.04.2010 железнодорожный путь необщего пользования № 11 находится в собственности Князева В.А. Согласно техническому паспорту путей необщего пользования <адрес> Князева В.А. <адрес> Забайкальской железной дороги, граница железнодорожного пути необщего пользования № 11 начинается со стыка рамного рельса стрелки № 41. Кроме того, в техническом паспорте в графе ведомость стрелочных переводов указан стрелочный перевод " № 41(вид Р50 правый, крестовина 1/11, длина 33,5 метра). 15.03.2010 Князевым В.А и ЗАО «КЛК» заключен договор аренды имущества, в том, числе железнодорожного пути № 11 сроком на 5 лет, который зарегистрирован в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.04.2010 года. Согласно указанному договору ЗАО «КЛК» пользуется на праве аренды железнодорожным путем необщего пользования № 11 начинающимся от стыка рамного рельса стрелочного перевода СП № 41 ПКО+00 до ПК60+40,60 протяженностью 640,7 м, назначение коммуникационное. Согласно сводному передаточному акту от 30.09.2003 и свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2004 № 75 АА 074870 стрелочный перевод № 41 находится в составе имущественного комплекса № 1 и принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД». Согласно информации Петровск-Забайкальского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав на объект - стрелочный перевод № 41, расположенный в <адрес> отсутствуют. Таким образом бездействие Князева В. А. и совершение ЗАО «КЛК» действий, совершаемых вопреки предоставленному праву по договору аренды, препятствующих эксплуатации всеми участниками перевозочного процесса железнодорожного пути общего пользования № 12 путем блокирования стрелочного перевода № 41, не могут рассматриваться как надлежащее использование стрелочного перевода. Указанное не отвечает требованиям безопасности движения железнодорожного транспорта и безопасности граждан, может повлечь крушение, сход, подвижного состава, чем причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников перевозочного процесса, что не допустимо. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Запретить Князеву В.А. и ЗАО «Катангарский лесопромышленный комбинат» препятствовать эксплуатации железнодорожного пути общего пользования № 12 на станции Баляга Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» всеми участниками перевозочного процесса путем выполнения каких-либо действий (установки замков, цепей, скоб, задвижек, бревен, разбора стрелочного перевода под предлогами ремонта и т.д.) со стрелочным переводом № 41, расположенным по адресу: Забайкальский край, <адрес> Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Читы. Судья С.В. Иванец
транспорт в Российской Федерации является составной частью единой
транспортной системы Российской Федерации, состоит из железнодорожного
транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего
пользования. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости, доступности, безопасности и качестве оказываемых услуг.