Дело №2-1355-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 февраля 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе: Председательствующего судьи Копеистовой О.Н., при секретаре Коевой Ю.С., с участием помощника прокурора прокурора Читинского района Зориной, истца Спиридоновой С.А., представителя ответчика Правительства Забайкальского края Серебряковой А.Ю., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района, действующего в интересах Спиридоновой Светланы Андреевны к Администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор Читинского района обратился в суд с указанным иском в интересах Спиридоновой С.А., ссылаясь на следующее. Спиридонова С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО8., умерла ДД.ММ.ГГГГ, и ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления и.о.главы администрации муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними Спиридоновой С.А. и ее братом ФИО3 была учреждена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако установлено, что указанное жилое помещение находится в собственности бабушки Спиридоновых С.А. и А.А. - Некрасовой В.Е. и дедушки ФИО4 в соответствии с договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Спиридонова С.А. своего жилья не имеет, снимает квартиру в г.Чите, не работает. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Спиридоновой Светлане Андреевне. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м.) и заключить с ней договор социального найма, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Спиридоновой С.А. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить. Истец Спиридонова С.А. требования поддержала по изложенным выше основаниям. Просила суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить ей, как лицу, относящемуся к числу детей-сирот и нуждающемуся в соответствующей социальной защите, жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Ответчик администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание своего представителя не направил, причину неявки суду не сообщил, дело рассмотреть в их отсутствие не просил. В судебное заседание ответчик Министерство финансов Забайкальского края своего представителя не направил, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, также отзыв на исковое заявление в котором указали, что за Спиридоновой было закреплено жилое помещение в период назначения опеки, в связи с чем оснований для удовлетворения иска нет. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю. в судебном заседании представили суду возражение на исковое заявление, в котором указали, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В материалах дела имеются сведения о том, что за Спиридоновой С.А. закреплено жилое помещение, что противоречит действующему законодательству. Согласно ст.215.1 Бюджетного кодекс РФ, ст.8 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК « О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Просили отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Спиридонова С.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельствами о смерти родителей ФИО6 и ФИО3 (л.д. ). В материалах дела имеется Постановления и.о.главы администрации муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что над несовершеннолетними Спиридоновой С.А. и ее братом ФИО3 была учреждена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, (л.д. ). Однако, в сообщении администрации муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что при оформлении опеки над несовершеннолетними, Некрасова В.Е. представила два завещания, по которым все имущество, принадлежащее ФИО4 и Некрасовой В.Е. завещано Спиридоновой С.А. и ФИО3 по ? доли каждому. Указанное жилое помещение на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности бабушки Спиридоновых С.А. и А.А. - Некрасовой В.Е. и дедушки ФИО4 в соответствии с договором на передачу и продажу Между тем в судебном заседании истцом представлено Постановление администрации муниципального район «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: п.2 постановления Елавы администрации муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «об учреждении опеки и попечительства над несовершеннолетними ФИО3 и Спиридоновой С.А., о закреплении за несовершеннолетними ФИО3 и Спиридоновой С.А. жилой площади по адресу: <адрес>» отменить(л.д. ). В соответствии с частями 2, 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами. В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, разрешение требования о предоставлении жилой площади данным лицам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ - это органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, отнесенные, в частности, законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Таким образом, обеспечение Спиридоновой С.А. жилым помещением является обязанностью администрации муниципального района «Читинский район». Согласно решению Думы Городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года N 185 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», в целях реализации ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 309-ЗЗК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека; 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человек; установить учетную норму жилого помещения в размере 14 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Взаимоотношения, которые могут возникнуть между органом местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ в связи с предоставлением жилья, не относится к предмету настоящего судебного разбирательства. В случае возникновения разногласий орган местного самоуправления не лишен права на судебную защиту. Однако данные правоотношения не могут исключать обязанности ответчика по обеспечению Спиридоновой С.А. жилым помещением и не могут нарушать его права, предоставленные законом. У органов местного самоуправления должны быть исчерпывающие сведения о таких лицах, в том числе и относительно нуждаемости в жилье. Органы местного самоуправления должны планировать свою деятельность таким образом, чтобы не допустить нарушения прав тех лиц, к категории которых относится Спиридонова С.А. Таким образом, обеспечение Спиридоновой С.А. жилым помещением является обязанностью администрации муниципального района «Читинский район». Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Спиридоновой Светлане Андреевне по договору социального найма вне очереди жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающей санитарным нормам и требованиям, предъявляемым жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м., в г.Чита. В иске к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Судья: О.Н.Копеистова
квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. ).