Дело № 2-2893-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года г. Чита Центральный районный суд г.Читы в составе : председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Волошиной А.П., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Росейчук Арины Ивановны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ, ГУСО ЦМСРИ «Росток» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выделить путевки на санаторно-курортное лечение, У с т а н о в и л : Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки по заявлению законного представителя Росейчук А.И. – Росейчук И.А. было установлено, что несовершеннолетняя Росейчук А.И. является ребенком-инвалидом и в соответствии со ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого набора социальных услуг включено предоставление гражданам, указанным в ст. 6.1 данного ФЗ, при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с медицинскими показаниями мать Росейчук 4 февраля 2010 года обратилась с заявлением в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о предоставлении ее ребенку путевки на санаторно –курортное лечение в санаториях Краснодарского края в летнее время. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства Росейчук до сих пор не обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по непредставлению ребенку-инвалиду Росейчук Арине Ивановне и сопровождающему ее лицу путевки на санаторно-курортное лечение. Обязать Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ обеспечить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края за счет средств казны РФ денежной суммой, необходимой для обеспечения Росейчук А.И. и сопровождающего ее лицу путевку на санаторно-курортное лечение в санатории Краснодарского края. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Росейчук Арине Ивановне и сопровождающему ее лицу путевку на санаторно-курортное лечение в санатории Краснодарского края в летнее время. Истец и ее законный представитель в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца и ее законного представителя. В судебном заседании прокурор- помощник прокурора Ингодинского района Вецина Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Семенова А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила отзыв, котором указывает, что обеспечение инвалидов путевками производится согласно условиям и срокам, указанным в государственных контрактах, заключенных ГУСО ЦМСРИ «Росток». В 2010 году Росейчук И.А. обратилась с заявлением о предоставлении Росейчук А.И. путевок в санаторий, 15 марта 2010 года Министерством принято решение поставить ее на учет, удовлетворить заявление в порядке очередности. В октябре 2010 года Росейчук А.И. предоставлены путевки в санаторий «Шиванда» Забайкальского края, от путевок она отказалась. В 2011 году государственные контракты с санаториями Краснодарского края заключались, но для лечения иных видов заболеваний, нежели имеющегося у Росейчук А.И. Представитель ответчика - ГУСО ЦМСРИ «Росток» Дутова И.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила отзыв, котором указывает, что в соответствии с п.9.10 Постановления Правительства Забайкальского края «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края», Министерство социальной защиты осуществляет государственные полномочия РФ по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение. Это обеспечение производится согласно условиям и срокам, указанным в государственных контрактах, заключенных ГУСО ЦМСРИ «Росток». В 2010-2011 годах заключались государственные контракты с санаторно-курортными организациями Краснодарского и Забайкальского края, однако для лечения иных заболеваний, нежели имеющееся у Росейчук. Учитывая отсутствие возможности предоставления Росейчук путевки в санатории Краснодарского края, и то, что п. 18 справки для получения путевки носит рекомендательный характер, Росейчук была предложена путевка в санаторий «Шиванда», от получения которой Росейчук отказалась. Срок действия представленной медицинской справки составляет 6 месяцев. К настоящему моменту он истек. Представители министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела без их участия, представили в суд отзыв, в котором указывают, что с исковыми требованиями не согласны, так как государственные полномочие по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение переданы Правительству Забайкальского края. Кроме того, медицинская справка, представленная истцом, действует в течение 6 месяцев, и ее срок уже истек. Представители Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте проведения судебного заседания. Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно справке МСЭ (л.д.____) несовершеннолетняя Росейчук А.И., 2003 года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д.____). Росейчук И.А. является ее законным представителем – матерью (л.д._____).. Согласно справке для получения путевки ф. № от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МУЗ «Городская детская поликлиника №» (п.18), предпочтительным местом лечения являются курорты <адрес>, рекомендуемым сезоном лечения – лето (л.д.____). ДД.ММ.ГГГГ Росейчук И.А. обратилась в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о предоставлении е ее дочери путевки в санаторий Краснодарского края на лето 2010 года (л.д.____). Министерством социальной защиты населения Забайкальского края принято решение поставить на учте. Удовлетворить в порядке очередности. Согласно пп.1 п.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ О государственной социальной помощи (с последующими изменениями и дополнениями) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании. Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от №., в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение. Абзацем 2 п.1.2 Порядка предусмотрено, что медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. п.1.5 Порядка предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме № с рекомендацией санаторно - курортного лечения. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (п.3 ст.6.5 вышеназванного Закона). В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» Правительством РФ разработаны и утверждены Постановлением от 29.12.2004г. №864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В силу п.11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно - курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования и социального развития Российской федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования РФ при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами (п.19 Правил) и осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом Российские железные дороги и другими транспортными организациями(п.22 Правил). Суд полагает, что государством предусмотрен конкретный порядок предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг гражданам, указанным в ст. 6.1 Федерального закона, который не предусматривает компенсации при отказе больного либо инвалида от данной услуги, так как финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Забайкальского края о передаче Правительству Забайкальского края осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г № 2105-р, федеральные полномочия по обеспечению лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нуждающихся в технических средствах реабилитации в соответствии с программами реабилитации пострадавшего), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория ребенок-инвалид, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г № 2347-р переданы Правительству Забайкальского края. Согласно п.2 ст. 1 данного Соглашения, переданные федеральные полномочия осуществляются Министерством социальной защиты населения Забайкальского края, данное соглашение вступило в силу с 30.12.2009г, исполнение переданных Правительству Забайкальского края федеральных полномочий, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Забайкальскому краю в форме субвенций в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ. Таким образом, расходные обязательства по предоставлению инвалидам социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение приняты на себя Правительством Забайкальского края с 01.01.2010г. Из представленных представителем Министерства социальной защиты населения Забайкальского края документов следует, что ответчиком ГУСО ЦМСРИ «Росток» в соответствии с требованиями законодательства проводился конкурс по приобретению путевок в санаторно-курортные учреждения на территории Забайкальского края ( л.д._______). Сторона истца в судебном заседании не отрицала, что законный представитель своего несовершеннолетнего ребенка Росейчук И.А отказалась от предоставленного лечения в санатории «Шиванда» на территории Забайкальского края. Оценивая представленные медицинские справки, в том числе информацию от 17 августа 2011 года (л.д.___), а также оценивая документы, представленные представителем Минсоцзащиты, согласно которым санаторно-курортные учреждения Забайкальского края могут оказать услуги по лечению имеющегося у Росейчук А.И. заболевания, суд приходит к выводу о том, указание в п. 18 медицинской справки о предоставлении Росейчук путевки в санаторий Краснодарского края в летний период, носит только рекомендательный характер, доводы стороны истца о наличии прямой обязанности ответчиков предоставления путевок исключительно в санаториях, расположенных Краснодарском крае в летний период, суд считает несостоятельными. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Росейчук Арины Ивановны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ, ГУСО ЦМСРИ «Росток» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выделить путевки на санаторно-курортное лечение ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в течение дести дней со дня его вынесения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Мотивированное решение составлено 30 сентября 2011 года. Судья: Ануфриева Н.В.