Дело №11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «15» августа 2011 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В. при секретаре Помулевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ингодинского района г. Читы, поданному в интересах Шароглазова Прокопия Степановича, Власовой Галины Парфентьевны, Курьиной Елены Алексеевны, Елиной Галины Дмитриевны, Бурдастых Ивана Петровича к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, установил: Прокурор Ингодинского района г.Читы обратился в суд с исковыми заявлениями, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не обеспечении истца Шароглазова Прокопия Степановича, Власовой Галины Парфентьевны, Курьиной Елены Алексеевны, Елиной Галины Дмитриевны, Бурдастых Ивана Петровича техническими средствами реабилитации инвалидов, и возложить на ответчиков обязанность по обеспечению его данными средствами реабилитации и обеспечить соответствующее финансирование. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на следующее. Проведенной проверкой по заявлениям данных лиц было установлено, что они являются инвалидами, состоят на учете в отделе социальной защиты населения. Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида, данным лицам необходимы технические средства реабилитации (далее – ТРС). Все указанные средства реабилитации включены в перечень технических средств реабилитации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года. Однако указанные технические средства инвалидам не были предоставлены. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в безвозмездное пользование. Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года, обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель утверждает сметы расходов и доходов, распределяет лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Министерство здравоохранения и социального развития РФ является уполномоченным органом государственной власти, организующим гарантированное государством обеспечение инвалидов ТСР и медицинскими услугами. Министерство финансов выступает от имени казны РФ. Министерство социальной защиты населения Забайкальского края является уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации, осуществляющим переданные ему федеральные полномочия. Несоблюдение требований федерального законодательства о предоставлении инвалидам ТСР, по мнению прокурора, нарушает социальные права граждан-инвалидов, предусмотренные ФЗ «О социальной защите инвалидов». Следовательно, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав данных граждан. На основании изложенного прокурор просит обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить данных граждан техническими средствами реабилитации в соответствии с их нуждаемостью, а также обязать ответчиков Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ обеспечить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края за счет средств казны РФ денежными суммами, необходимыми для обеспечения данных лиц техническими средствами реабилитации. Определением суда гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения. В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Ингодинского района Вецина Т.А. исковые требования поддержала полностью. В судебное заседание истцы Шароглазов, Власова, Курьина, Елина, Бурдастых не явились, суд вынес определение о рассмотрении дела без их участия В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Семенова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и представила отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации. Заявления истцов о предоставлении им ТРС были рассмотрены, данные лица поставлены на учет по обеспечению ТСР. Указанным выше порядком не предусмотрен срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен ТСР. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется Министерством за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Забайкальского края в виде субвенций. Обеспечение инвалидов ТСР производится на основании контрактов, заключенных ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток». Так как министерство исполнило свою обязанность в полном объеме, представитель просит в исках отказать. В судебное заседание представители ответчика- Министерства здравоохранения и социального развития РФ не явились, представили заявления о рассмотрении дел без их участия, в отзывах на исковые заявления указали, что исковые требования не признают по следующим основаниям: С 2010 года федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Забайкальского края, о чем заключено соответствующее соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №2105-р. Для исполнения переданных полномочий бюджету Забайкальского края передаются денежные средства в виде субвенций (п.1 ст. 5 Соглашения). Уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (п.1 Порядка предоставления инвалидам технических средств реабилитации, утвержденного Постановлением Правительства 2 февраля 2010 года). В 2011 году бюджету Забайкальского края передано в виде субвенций на осуществление данных полномочий 85605, 6 тысяч рублей. Следовательно, министерство свои обязательство исполнило в полном объеме. Таким образом, по мнению представителя, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют. На основании изложенного ответчик просит в исках отказать. В судебное заседание представители ответчика- Министерства финансов РФ не явились. С согласия процессуального истца суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков. Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета. С 2010 года федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Забайкальского края, о чем заключено соответствующее соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №2105-р. Для исполнения переданных полномочий бюджету Забайкальского края передаются денежные средства в виде субвенций (п.1 ст. 5 Соглашения). В Забайкальском крае, в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Забайкальском крае определен соответствующим нормативным актом – Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 2 февраля 2010 года №20. В соответствии с п.1 данного нормативного акта, уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Истцы нуждаются в обеспечении техническими средствами реабилитации, что подтверждается их индивидуальными программами реабилитации. Заявления истцов об обеспечении их данными ТРС были рассмотрены, и они были поставлены на учет для получения ТСР в 2010 году. Истцы в полном объеме необходимых им ТСР не получили. Тем самым их права на предоставление установленных законом гарантий не реализованы. Суд не может принять доводы представителей ответчика о том, что нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого должны быть предоставлены инвалиду ТСР. Как усматривается из материалов дела, истцы обращались с заявлениями о предоставлении им ТРС в январе – декабре 2010 года, то есть срок ожидания ТСР составляет от 8 месяцев до 1 года 7 месяцев. С учетом характера технических средств, которые необходимы истцам для ежедневного использования, в данном случае технические средства реабилитации должны быть предоставлены истцам в разумный и возможно более короткий срок. В противном случае не будет достигнута определенная ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» цель социальной защиты инвалидов – обеспечения им условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Суд не может принять доводы представителей ответчика о том, что Министерство социальной защиты населения Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как не оно непосредственно обеспечивает инвалидов данными средствами реабилитации. В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, именно Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации, а в соответствии с п.п. 9.11.1. данного нормативного акта, Министерство организует предоставление инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование технических средств реабилитации. Поэтому надлежащим ответчиком по исковым требованиям об обеспечении ТСР является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Надлежащим ответчиком по исковым требованиям о возложении обязанности осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края для обеспечения истцов ТСР суд признает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ, так как в компетенцию данных органов входит обеспечение финансовой составляющей данного полномочия (Министерство финансов РФ) и организационной составляющей финансирования данного полномочия (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Так, Министерство здравоохранения и социального развития, в соответствии с п.п.5.5, 5.6 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ №321 от 30 июня 2004 года, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций; и организует деятельность по реабилитации инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Поэтому суд отвергает доводы представителей ответчика о том, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу. Прокурор имеет право обратиться в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав граждан (ст. 45 ГПК РФ). Поэтому исковые требования прокурора о понуждении Министерства социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить истцов ТСР, а Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства финансов РФ осуществить финансирование этого обеспечения подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения в части обеспечения истцов техническими средствами реабилитации в 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. От оплаты государственной пошлины ответчики освобождены на основании п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Шароглазова Прокопия Степановича, Власовой Галины Парфентьевны, Курьиной Елены Алексеевны, Елиной Галины Дмитриевны, Бурдастых Ивана Петровича удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, которое выразилось в необеспечении ю Шароглазова Прокопия Степановича, Власовой Галины Парфентьевны, Курьиной Елены Алексеевны, Елиной Галины Дмитриевны, Бурдастых Ивана Петровича необходимыми им техническими средствами реабилитации инвалидов: креслом - стулом с санитарным оснащением, креслом- коляской прогулочной, тростью опорной с УПЭС, слуховым аппаратом заушного типа, цифровым, средне-мощным, креслом- коляской прогулочной. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, Курьину Елену Алексеевну- креслом - стулом с санитарным оснащением, Шароглазова Прокопия Степановича- креслом- коляской прогулочной, Власову Галину Парфентьевну – тростью опорной с УПЭС, Елину Галину Дмитриевну –слуховым аппаратом заушного типа, цифровым, средне-мощным; Бурдастых Ивана Петровича - креслом- коляской прогулочной. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации обеспечить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края за счет казны Российской Федерации необходимыми денежными средствами для обеспечения инвалидов Шароглазова Прокопия Степановича креслом- коляской прогулочной, Власовой Галины Парфентьевны тростью опорной с УПЭС, Курьиной Елены Алексеевны креслом - стулом с санитарным оснащением, Елиной Галины Дмитриевны слуховым аппаратом заушного типа, цифровым, средне-мощным, Бурдастых Ивана Петровича креслом- коляской прогулочной. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Ануфриева Н.В.