Дело № 2-4915/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Помулевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Нестеровой Ирины Юрьевны, действующей в защиту интересов несовершеннолетнего Нестерова Анатолия Александровича, к ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток», Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации, установил: Истец Нестерова И.Ю. обратилась с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано следующее. Ее сын – инвалид детства, нуждается в использовании технических средств реабилитации (в дальнейшем ТСР), в частности, ортопедического аппарата «Динамический параподиум», позволяющего поддерживать тело в вертикальном положении и обеспечивать его передвижение. Данный аппарат был приобретен истцом самостоятельно, после чего она обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей компенсации указанных расходов, как это предусмотрено ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», но получала отказ с указанием, что данный аппарат не входит в перечень ТСР. На основании изложенного просит взыскать с ответчика сумму 73990 рублей, затраченную на параподиум динамический. В ходе рассмотрения данного дела в качестве ответчиков по делу привлечены Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов РФ. В судебном заседании истец Нестерова И.Ю. и ее представитель Нестерова Т.Ю., действующая на основании заявления истца, на исковых требованиях настаивали и представили пояснения к иску, в которых, ссылаясь на ст. 11 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в РФ» и Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года, указывают, что динамический параподиум относится к категории «Опоры нижних конечностей и туловища для обеспечение вертикализации и передвижения инвалидов», и согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 июня 2009 года, входит в данный перечень ТСР, предоставляемых за счет федерального бюджета. В судебном заседании представитель ответчика ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края» Дутова И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что данное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, так как государственные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляет Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. В частности, Министерство выделяет средства для перечисления их инвалидам, смостоятельно приобретшим технической средство реабилитации. Кроме того, по мнению представителя, в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 11 апреля 2011 год, техническое средство реабилитации инвалидов «динамический параподиум» не предусмотрено к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета, поэтому представитель просит в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Семенова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и представила отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов, и лиц, в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации. Техническое средство реабилитации «динамический параподиум» не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года. Приказам Минздравсоцразвития РФ от 7 мая 2007 года срок пользования данным техническим средством реабилитации не установлен. На основании изложенного представитель просит в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РФ Симатова И.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края на приобретение технических средств реабилитации инвалидов было осуществлено в полном объеме на основании субвенций. Выслушав объяснения истицы и представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, сын истца, Нестеров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения страдает тяжёлым заболеванием и является инвалидом детства (л.д.___). Специфика заболевания обусловливает его нуждаемость в использовании специальных технических средств реабилитации. Одним из таких средств реабилитации является специальный ортопедический аппарат - динамический параподиум, который позволяет поддерживать тело в вертикальном положении и обеспечивать передвижение инвалида. В индивидуальной программе реабилитации Нестерова А.А. указано, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ лет он нуждается в техническом средстве реабилитации – параподиум (л.д._____). Истец Нестерова ДД.ММ.ГГГГ приобрела для сына динамический параподиум, за который уплатила собственные денежные средства в сумме 73 990 рублей (л.д.____). После приобретения динамического параподиума истец обратилась в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о компенсации расходов на приобретение динамического параподиума. Однако письмом от 15 февраля 2011 года в удовлетворении заявления о компенсации расходов истице было отказано. Как следует из указанного письма, основанием для отказа в компенсации расходов послужило то обстоятельство, что динамический параподиум не указан в федеральном перечне технических средств реабилитации инвалидов (л.д.______). Суд считает отказ ответчика компенсировать понесённые истицей расходы на приобретение динамического параподиума неправомерным по следующим основаниям. Преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определила целью социальной защиты инвалидов в Российской Федерации обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Как указано в ст.2 этого закона, под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст.10 этого же закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Здесь же указано, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида это - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. При этом инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N 351-ФЗ). Как указано в ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия; специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. С 2010 года федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Забайкальского края, о чем заключено соответствующее соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №2105-р. Для исполнения переданных полномочий бюджету Забайкальского края передаются денежные средства в виде субвенций (п.1 ст. 5 Соглашения). В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, именно Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации, а в соответствии с п.п. 9.11.1. данного нормативного акта, Министерство организует предоставление инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование технических средств реабилитации. Поэтому надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Забайкальском крае определен соответствующим нормативным актом – Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 2 февраля 2010 года №20. В соответствии с п.1 данного нормативного акта, уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. В соответствии с п. 8 Порядка, в случае, если инвалид самостоятельно приобрел ТСР за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства, которое должно быть предоставлено в соответствии с программой реабилитации. В соответствии с п. 9 Порядка, действовавшим на момент подачи заявления о выплате компенсации, заявление о выплате компенсации расходов по приобретению технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края с представлением паспорта инвалида, программы реабилитации и документов, подтверждающих указанные расходы. Уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале учета заявлений инвалидов по обеспечению техническими средствами реабилитации в день его подачи. Инвалиду либо лицу, представляющему его интересы, сообщаются дата и номер регистрации. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о выплате ему компенсации расходов по приобретению технического средства. Следовательно, решение должно было принять Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. К настоящему моменту п.9 Порядка действует в следующей редакции: компенсация расходов по приобретению технического средства осуществляется в порядке и размере, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации инвалидов и (или) оказанную услугу, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 года). Однако уполномоченным органом по выплате данной компенсации остается Министерство социальной защиты населения Забайкальского края и оснований для отказа в компенсации не имеется. Так как данный нормативный акт был принят до приобретения истцом ТРС, применению подлежат нормы законодательства, действовавшего на момент покупки и обращения с заявлением о компенсации – август 2010 года. На это прямо указано в ст. 11 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов»: инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009). В соответствии со ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утверждён федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В пункте 6 этого перечня в числе технических средств реабилитации указаны трости опорные и тактильные, костыли, опоры и поручни. В письме от 7 апреля 2006 года № 02-18/10-3327 Фонд социального страхования России, отвечая на вопросы, касающиеся порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, указал, что в соответствии с Номенклатурой технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации, утверждённой Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14 марта 2005 года № 505-Пр/05, и Перечнем технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года № 998, к тростям, костылям и опорам относятся в том числе ходунки, манежи и палки-опоры. Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 июня 2009 года № 01-12783/09 «О предоставлении информации» было сообщено, что в Российской Федерации прошло все необходимые испытания и зарегистрировано изделие медицинского назначения: «Опоры нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический «Динамический параподиум», регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/04194 от 17 апреля 2009 года, производства "mdh" Sp.zo.o, Польша. Данное изделие может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств больных с травмами спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей. На указанное изделие распространяется действие Приказа Минздравсоцразвития России от 7 мая 2007 года № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» и действие распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (л.д.-________). Как следует из кассового и товарного чеков сертификата соответствия и регистрационного удостоверения (л.д._______), истец приобрела для сына за вышеуказанную сумму товар медицинского назначения - техническое средство под названием «опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов – аппарат ортопедический - динамический параподиум». Согласно регистрационному удостоверению Росздравнадзора от 17 апреля 2009 года, сертификату соответствия продукции от 23 апреля 2009 года приобретённый ортопедический аппарат - динамический параподиум - представляет собой опоры нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов производства "mdh" Sp.zo.o, Польша (л.д.______). Таким образом, приобретённый истицей аппарат входит в перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Суд отвергает ссылку ответчиков на письмо Минздравсоцразвития РФ от 11 апреля 2011 года о том, что динамический параподиум не предусмотрен к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета, по следующим основаниям. На момент приобретения истцом данного ТСР -5 августа 2010 года, данное письмо не было издано, и, следовательно, ответчики должны были руководствоваться разъяснением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 июня 2009 года о том, что динамический параподиум подпадает под действие федерального перечня ТРС, которые предоставляются инвалидам за счет федерального бюджета. В этом же распоряжении содержится и ссылка на то, что на него распространяется и действие приказа Минздравсоцразвития от 7 мая 2007 года о сроках действиях ТСР. Поэтому суд отвергает также и доводы стороны ответчиков о том, что на данное ТСР на тот период не был установлен срок его действия. Кроме того, письмо Минздравсоцразвития РФ суд не может использовать при разрешении данного спора, так как данные документ не прошел регистрацию в министерстве юстиции РФ. В силу п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года №763, данный документ не может быть признан действующим, на него нельзя ссылаться при разрешении споров. Следовательно, в силу ст.11 этого федерального закона истец, являющаяся законным представителем сына, имела право самостоятельно решить вопрос об обеспечении ребёнка техническим средством реабилитации с последующим получением компенсации в размере стоимости приобретённого технического средства. Суд считает отказ ответчика в удовлетворении требований истицы формальным, противоречащим вышеназванным положениям законодательства о социальной защите инвалидов. При этом надлежащим ответчиком является уполномоченный орган, осуществляющий государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации – Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» осуществляет выплату компенсации после принятия решения о выплате компенсации Министерством социальной защиты Забайкальского края, поэтому он не является надлежащим ответчиком по делу. Однако так как в компетенцию Министерства финансов РФ входит обеспечение финансовой составляющей данного полномочия, то оно также является надлежащим ответчиком по данному делу в части передачи Министерству социальной защиты населения РФ средств федерального бюджета, поступающих в виде субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Нестеровой Ирины Юрьевны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации удовлетворить. Взыскать с Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Нестеровой Ирины Юрьевны 73990 рублей в качестве компенсации расходов на приобретение специального медицинского средства реабилитации инвалида - динамического параподиума для Нестерова Анатолия Александровича за счет средств федерального бюджета, поступающих в виде субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению лиц, признанных инвалидами и лиц, в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», техническим средствами реабилитации инвалидов. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Мотивированное решение составлено 22 августа 2011 года. Судья Ануфриева Н.В.