о взыскании расходов на приобретение средства технической реабилитации инвалида



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.,

при секретаре                             Волошиной А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Мамедовой Гульнар Таптыг-Кызы к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Государственному учреждению социального обслуживания «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края» о взыскании компенсации расходов за самостоятельное приобретение средства технической реабилитации инвалида, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

     Мамедова обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Она является инвалидом первой группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР) она нуждается в техническом средстве реабилитации (далее- ТСР) – динамический параподиум.

Данное средство реабилитации было приобретено ею самостоятельно за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком ГУСО ЦМСРИ «Росток» ей был дан ответ, согласно которому выплата денежной компенсации ей не положена, так как динамический параподиум не включен в установленный федеральный перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам. В обоснование своей позиции истец ссылается на ст.ст. 10-11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р, письмо Росздравнадзора от 30.06.2009 г. № 01-12783/09, письмо ФБМА России от 3 декабря 2009 года №32-024/965. На основании изложенного истец просила взыскать с Министерства социальной защиты населения Забайкальского края денежные средства в размере 73400 рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.

     В судебное заседание истец Мамедова не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, ее представитель Ткачева И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала со ссылками на доводы искового заявления.

     Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы представленного в суд отзыва, в котором указано, что Министерство социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет государственные полномочия Российской Федерации, переданные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по обеспечению лиц, признанных инвалидами, и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория ребенок-инвалид, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации и услугами. Согласно Порядку предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании их личных заявлений, подаваемых с 01.01.2010г. в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. В случае, если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации (п. 8 Порядка). При этом инвалидам бесплатно предоставляются только те технические средства реабилитации, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации. Динамический параподиум в названный Перечень не входит. Кроме того, полномочия по обеспечению лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации Министерство социальной защиты населения Забайкальского края осуществляются в рамках предоставленных на указанные цели денежных средств из федерального бюджета. Истец Мамедова с заявлением о выплате ей компенсации за указанное ТРС в Министерство социальной защиты не обращалась.

     Дополнительно она пояснила, что размер субвенций из федерального бюджета в 2010г. составил 117 620,7 тысяч рублей, в то время как заявок от инвалидов поступило на сумму 154 014,0 тысяч рублей, то есть необеспеченная потребность в 2010 г. составила 36 393,3 тысяч рублей.

     В судебном заседании представитель ответчика ГУСО ЦМСРИ «Росток» Дутова И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и поддержала доводы отзыва на исковое заявление, в котором указано, что заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР инвалид должен подавать в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Истец с данным заявлением не обращалась. Она устно обратилась в ГУСО ЦМСРИ «Росток», в порядке разъяснения ей был дан ответ, что динамический параподиум не входит в Федеральный перечень ТСР и поэтому компенсация не положена.          Представители третьего лица ФГУ «Главное бюро МСЭ по Забайкальскому краю» Коростовская М.А. и Наслимова Т.В., действующие на основании доверенности, исковые требования полагали обоснованными, так как ИПР инвалида является обязательной для исполнения. Динамический параподиум не стали включать в ИПР с апреля 2011 года, после того, как было дано разъяснение Минздравсоцразвития РФ о том, что данное ТСР не предусмотрено к выдаче бесплатно за счет федерального бюджета.

Выслушав доводы сторон, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     Согласно Федеральному закону от 24.11.1995г. № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации инвалиды имеют право на получение технических средств реабилитации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р (далее - Перечень).

     Предоставление технических средств реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

     В соответствии со ст.10 вышеназванного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, утвержденных Правительством РФ.

     Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее -Правила), устанавливающие обязательные для исполнения условия предоставления технических средств реабилитации.

     Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец является инвалидом с детства.

     Как следует из представленной в материалах дела индивидуальной программы реабилитации инвалида, истец Мамедова признана нуждающейся в предоставлении технического средства реабилитации динамический параподиум (л.д.________).

     Из материалов дела усматривается, что истец приобрела данное ТСР самостоятельно за 73400 рублей (л.д.____).

С устным заявлением о выплате ей компенсации она обратилась в ГУСО ЦМСРИ «Росток», письмом руководителя которого ей было разъяснено, что выплатить ей компенсацию за приобретение данного ТСР не представляется возможным.

     При этом в качестве основания к отказу в производстве выплаты указано на невключение динамического параподиума как технического средства реабилитации в Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (л.д.________).

     Заявляя исковые требования, истец ссылается на необоснованность отказа в возмещении затраченных средств на приобретение названного средства технической реабилитации.

     Данные доводы истицы суд находит обоснованными частично. При этом исходит из следующего.

     Как установлено в суде, распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. № 2105-р утверждено соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Забайкальского о передаче Правительству Забайкальского края осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, вступившее в силу с даты вступления в силу распоряжения Правительства Российской Федерации о его утверждении.

     Уполномоченным органом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р, с 01.01.2010г. является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (пункт 1 Порядка).

     В Перечне технических средств реабилитации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-р динамический параподиум не указан.

     Вместе с тем, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 мая 2007 г. № 321 определены сроки пользования техническими средствами реабилитации до их замены.

      В соответствии с письмом Росздравнадзора от 30.06.2009 г. № 01-12783/09 на аппарат ортопедический Динамический параподиум, прошедший все необходимые испытания и зарегистрированный как изделие медицинского назначения Опоры нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов, распространяются действия вышеуказанных приказа и Перечня (л.д._________).

     Согласно представленной технической документации, динамический параподиум является многофункциональным устройством и предназначен для реабилитации инвалидов с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич как верхних, так и нижних конечностей и не может быть отнесен только к опорам или ортопедическим аппаратам, поскольку данное устройство обеспечивает не только вертикальное положение, но и самостоятельное пребывание в позиции стоя без участия рук (даже при обмороке), а также восстановление утраченных функций опорно-двигательной системы и передвижение инвалида, изготавливается специализированными предприятиями и имеет сертификат соответствия (л.д.________).

     Согласно разъяснению Федерального медико-биологического агентства № 32-024/965 от 03.12.2009г. динамический параподиум, основной функцией которого является обеспечение опоры инвалида при ходьбе и поддержке его ортоградной позы, квалифицируется в качестве ортопедического аппарата нижних конечностей. В этом качестве динамический параподиум является техническим средством реабилитации и входит в состав федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р и внесение в индивидуальную программу реабилитации инвалида рекомендации на обеспечение аппаратом Динамический параподиум является правомерным (л.д.___________).

     При таких обстоятельствах, ссылки ответчика и третьего лица на то, что динамический параподиум не предусмотрен к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета, в связи с чем обеспечение этим изделием или выплата денежной компенсации стоимости самостоятельно приобретенного изделия не могут быть осуществлены, суд находит не состоятельными.

     Тем не менее, в удовлетворении иска о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение динамического параподиумума, заявленного к Министерству социальной защиты населения и к ГУСО ЦМСРИ «Росток», истцу надлежит отказать.

     Как указано выше, с 01.01.2010г. полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Забайкальского края возложена на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, в связи с чем ГУСО ЦМСРИ «Росток» не может быть признано надлежащим ответчиком по делу.

     В соответствии со ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.

     Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

     Согласно п.7 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-Ф3 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных гocударственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

     Изложенное указывает на то, что исполнение федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется органами государственной власти субъекта лишь в пределах, выделенных на эти цели средств, из федерального бюджета.

     В соответствии с Правилами о порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной зашиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1119 обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, передаваемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций.

     В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края указал, что размер субвенций из федерального бюджета в 2010г. составил 117 620,7 тысяч рублей, в то время как заявок от инвалидов поступило на сумму 154 014,0 тысяч рублей, то есть необеспеченная потребность в 2010 г. составила 36 393,3 тысяч рублей.     Доказательств того, что в указанный размер субвенций были включены средства, предназначенные для приобретения технических средств реабилитации для истца Мамедовой, стороной истца суду не представлено.

     Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание, что при отсутствии финансирования из федерального бюджета федеральные полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации за 2010г. не могут быть возложены на органы государственной власти субъекта, оснований для возложении на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обязанности по возмещению расходов по приобретению технического средства реабилитации за счет собственных средств истца Мамедовой у суда не имеется.

Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В данном случае истец указывает, что моральный вред был ей причинен неправомерными действиями ответчика, которые не выплатил ей компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР инвалида. В связи с тем, что оснований для выплаты Министерством социальной защиты населения Забайкальского края данной компенсации в суде не установлено, в иске о компенсации морального вреда также необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Мамедовой Гульнар Тапдыг-Кызы в удовлетворении исковых требований отказать.

     Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня его вынесения путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья:               Ануфриева Н.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200