о предоставлении жилого помещения



Дело Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«9» августа 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.,

при секретаре Помулевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Васильева Степана Николаевича к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района обратился в суд в интересах Васильева С.Н. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Васильев С.Н., 1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать решением Читинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведений об отце не имеется. В связи с отсутствием родительского попечения, постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в детское учреждение, при этом за ним жилая площадь не закреплялась в связи с ее отсутствием. На основании постановления главы сельского поселения «Маккавеевское» муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ Васильев принят на учет на льготную очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди , но до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Васильеву жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м.) на территории Читинского района, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Васильева.

В судебное заседание представители ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края и возражения на исковое заявление, в которых он указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрено 1497,6 тыс. рублей. Согласно ст. 20 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении исковых требований в отношении правительства отказать.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил отложить рассмотрение данного дела в связи с тем, что судебные извещения были получены только ДД.ММ.ГГГГ. Возражений не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, администрации муниципального района «Читинский район», отказав в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, так как представители администрации муниципального района «Читинский район» извещались о рассмотрении дела и ранее ДД.ММ.ГГГГ, от получения судебной повестки отказались, о чем имеется соответствующая докладная.

В судебное заседание истец Васильев не явился, просил рассмотреть дело без его участия, помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные вышеизложенным, просила суд иск удовлетворить.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено Васильев С.Н., 1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать решением Читинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведений об отце не имеется (л.д.___). В связи с отсутствием родительского попечения, постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в детское учреждение, при этом за ним жилая площадь не закреплялась в связи с ее отсутствием (л.д.___)

На основании постановления главы сельского поселения «Маккавеевское» муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ Васильев принят на учет на льготную очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди 27, но до настоящего времени жильем не обеспечен. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Васильеву не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки его на учет в качестве нуждающейся.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться на территории муниципального района «Читинский район» и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Читинского района в интересах Васильева Степана Николаевича удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Васильеву Степану Николаевичу изолированное, благоустроенное применительно к конкретному населенному пункту, жилое помещение в черте муниципального района «Читинский район», общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации муниципального района «Читинский район» по приобретению жилья Васильеву Степану Николаевичу за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ануфриева Н.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200