«12» июля 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Питаевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Липского Андрея Александровича к администрации городского округа «Город Чита», к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Он проходит военную службу в №, состоит в ГУ 2-ая Читинская КЭЧ района в очереди на получение жилого помещения. Решением жилищной комиссии № № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Указанное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинская КЭЧ района на праве оперативного управления, в настоящее время передано в собственность городского округа «Город Чита». Начальником ГУ Читинская КЭЧ района на имя главы администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» было направлено письмо с просьбой оформить договор найма служебного помещения с Липским А.А. Однако администрация в заключении договора найма служебного жилого помещения отказала, сославшись на то, что данная квартира является муниципальной собственностью, и распоряжаться ею имеет право только орган местного самоуправления. Кроме того, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления. На основании изложенного истец просит суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ними договор найма служебного жилого помещения. В судебном заседании истец Липский А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, дополнив, что иного жилья, кроме спорного он не имеет. Представители ответчиков администрации городского округа «Город Чита» и администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, суд вынес определение о рассмотрении дела без их участия. Представитель третьего лица ГУ Читинская КЭЧ района - начальник ФГУ «2-я Читинская ЕЭЧ» Смирнов В.П., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Определением суда третьими лицами на стороне истца были признаны члены его семьи- жена ФИО4 и малолетняя дочь ФИО5, которые в судебное заседание не явились, от ФИО4 в суд представлено заявление о рассмотрении дела без ее участия и о согласии с исковыми требованиями. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части в связи со следующим. Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что истец Липский А.А. является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него и членов его семьи распространяет свое действие установленный законодательством особый статус. В силу ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети. Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей. Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Как установлено в ходе рассмотрения дела, истец проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в звании капитана, окончил Ульяновский филиал Военной академии тыла с ДД.ММ.ГГГГ году, контракт о прохождении военной службы был с ним заключен в ДД.ММ.ГГГГ году сроком на № лет. Решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ капитану Липскому на состав семьи – 3 человека распределена <адрес> в <адрес>, освобожденная военнослужащими. В настоящее время указанная квартира значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита». Однако суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушить прав военнослужащих и членов их семей на получение в пользование освободившегося жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит, что у истца имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд. Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцом подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими могут быть заключен только договор найма служебного жилого помещения. Вместе с тем, несмотря на признание за истцом права пользования, суд находит требование о понуждении администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма служебного жилого помещения не подлежащими удовлетворению. Поскольку согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» таким органом не является. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания возложить на орган местного самоуправления данную обязанность. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Липского Андрея Александровича удовлетворить частично. Признать за Липским Андреем Александровичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения. В удовлетворении остальной части требований – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Ануфриева Н.В.