№2-4459/2011 Решение о признании незаконным бездействия ответчика по безопасной эксплуатации транспорматорной подстанции по адреск: Нерчинск, ул. Шилова, 2 о понуждении к проведению ремонта



Дело № 2-4459-11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» августа 2011 г.

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

при секретаре Помулевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нерчинского района Забайкальского края к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края, Министерству культуры Забайкальского края о признании действий незаконными, и возложении обязанности,

установил:

Прокурор Нерчинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на следующее. Проведенной проверкой было установлено, что трансформаторная подстанция №020 была передана в собственность Забайкальского края в соответствии с распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от 29 декабря 2009 года. На основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края она была передана в оперативное управление ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края.

28 апреля 2011 года прокуратурой Нерчинского района совместно с инспектором Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка данной подстанции по адресу: Г.Нерчинск, ул. Шилова 2, в результате чего были установлены многочисленные нарушения, и было сделано заключение, что подстанция не соответствует требованиям безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, также другим требованиям нормативных документов и ГОСТов.

Согласно п. 9.2.4 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июня 2010 года, Департамент осуществляет полномочия собственника имущества государственных учреждений в соответствии с федеральным законодательством.

В п.9.5.10 данного Положения закреплено, что Департамент обеспечивает содержание государственного имущества края. Таким образом, эту обязанность ответчик не выполняет. Невыполнение данной обязанности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и обязать их произвести работы по приведению имущества в надлежащее состояние.

Определением суда в качестве соответчиков привлечены Министерство культуры Забайкальского края и ГУ «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края.

В судебное заседание прокурор не явился, в материалах дела имеется заявлении о рассмотрении дела без участия прокурора.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Дылгыржапова Д.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и представила отзыв на исковое заявление, в котором она указывает, что трансформатор находится в оперативном управлении ГУ «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края. Права данного учреждения определяются согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ в соответствии со ст. 296, 298 ГК РФ. Таким образом, обязанность по надлежащей эксплуатации и содержанию данного имущества возлагается на данную организацию. В силу п. 3 ст. 158 БК в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к субъекту РФ по обязательствам созданных ими учреждений выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета. В соответствии п. 6.16 Перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 6 октября 2009 года, ГУ «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края является государственным учреждением, координация и деятельность которого возложены на Министерство культуры Забайкальского края. Поэтому Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края надлежащим ответчиком не является.

В судебное заседание представители других ответчиков не явились.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

28 апреля 2011 года прокуратурой Нерчинского района совместно с инспектором Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка данной подстанции по адресу6 Г.Нерчинск, ул. Шилова 2, в результате чего были установлены многочисленные нарушения, и было сделано заключение, что подстанция не соответствует требованиям безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, также другим требованиям нормативных документов и ГОСТов.

Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. В п.п. 1.2.2 Правил закреплено, что потребитель обязан обеспечить

содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);

своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;

надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;

укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;

В п. 1.2.3 Правил установлено, что для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

В п.1.6.1 Правил установлено, что потребители должны обеспечить проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования электроустановок. Ответственность за их проведение возлагается на руководителя.

В п.2.1.2 Правил установлено, что При эксплуатации силовых трансформаторов (автотрансформаторов) и шунтирующих масляных реакторов должна обеспечиваться их надежная работа. Нагрузки, уровень напряжения, температура, характеристики масла и параметры изоляции должны находиться в пределах установленных норм; устройства охлаждения, регулирования напряжения, защиты, маслохозяйство и другие элементы должны содержаться в исправном состоянии.

В п. 2.1.4 Правил установлено, что уровень масла в расширителе неработающего трансформатора (реактора) должен находиться на отметке, соответствующей температуре масла трансформатора (реактора) в данный момент.

Обслуживающий персонал должен вести наблюдение за температурой верхних слоев масла по термосигнализаторам и термометрам, которыми оснащаются трансформаторы с расширителем, а также за показаниями мановакуумметров у герметичных трансформаторов, для которых при повышении давления в баке выше 50 кПа (0,5 кгс/см2) нагрузка должна быть снижена.

В п. 2.24 Правил установлено, что токоведущие части пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты должны быть ограждены от случайных прикосновений. В специальных помещениях (электромашинных, щитовых, станций управления и т.п.) допускается открытая установка аппаратов без защитных кожухов.

Все РУ (щиты, сборки и т.д.), установленные вне электропомещений, должны иметь запирающие устройства, препятствующие доступу в них работников неэлектротехнического персонал.

В п. 2.2.16 Правил установлено, что Персонал, обслуживающий РУ, должен располагать документацией по допустимым режимам работы в нормальных и аварийных условиях.

У дежурного персонала должен быть запас калиброванных плавких вставок. Применение плавких некалиброванных вставок не допускается. Плавкие вставки должны соответствовать типу предохранителей.

Исправность резервных элементов РУ (трансформаторов, выключателей, шин и др.) должна регулярно проверяться включением под напряжение в сроки, установленные местными инструкциями.

В п. 2.2.17 Правил установлено, что оборудование РУ должно периодически очищаться от пыли и грязи.

В п. 2.2.38 Правил установлено, что профилактические проверки, измерения и испытания оборудования РУ должны проводиться в объемах и в сроки, предусмотренные нормами испытания электрооборудования.

В п.4.1 «РД 153-34,. 0-3.301-00 (ВППБ 01-02-95). Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий, утвержденных РАО «ЕЭС России» 9 марта 2000 года установлено, что территория энергетического предприятия должна содержаться в чистоте, очищаться от сгораемых отходов.

Как следует из акта проверки, данные нормы законодательства соблюдены не были. Это обстоятельство сторонами не оспаривалось (л.д.______).

Не оспаривался сторонами также объем и характер работ, необходимых для приведения имущества в безопасное состояние.

Трансформаторная подстанции находится в собственности Забайкальского края (л.д.____).

Данное имущество находится в оперативном управлении ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края (л.д.___).

В силу ст. 296 ГК РФ, учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

В соответствии с п.4.4 Устава ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края, данная организация должна обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния, осуществлять капитальный и текущий ремонт переданного ему в оперативное управление имущества (л.д.____).

Требования прокурора о возложении обязанности убрать сухую траву, произвести уборку внутренней части подстанции, установить замки, дверки, обеспечить плотное прилегание крышки явно не требуют значительных затрат средств и вполне могут быть осуществлены работниками ответчика.

Таким образом, именно данный ответчик ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края обязан принимать меры к исправлению указанных недостатков.

Указанная обязанность им не выполняется, меры по соблюдению требований нормативных документов не принимаются.

Следовательно, требование прокурора о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасной эксплуатации подстанции и о возложении на данного ответчика обязанности исправить недостатки должно быть удовлетворено.

Сведений о том, что ГУК «Центр охраны культурного наследия» Забайкальского края обращался с заявлениями в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о выделении денежных средств на ремонт трансформаторной подстанции, либо информировал его о ненадлежащем состоянии подстанции, в материалах дела не имеется.

Прокурор исковых требований о взыскании с данной организации, либо с Министерства культуры Забайкальского края денежных средств на ремонт имущества не предъявил.

Поэтому в иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству культуры Забайкальского края следует отказать.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым с учетом объема необходимой работы, установить срок для исполнения данного решения -2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нерчинского района Забайкальского края к ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» по безопасной эксплуатации трансформаторной подстанции №020 (КПТ №020 ТМ 400 кВа-9/0,4 кВ), расположенной по адресу: Забайкальский край г.Нерчинск, ул. Шилова 2.

Обязать ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» на трансформаторной подстанции №020 (КПТ №020 ТМ 400 кВа-9/0,4 кВ), расположенной по адресу: Забайкальский край г.Нерчинск, ул. Шилова 2 выполнить следующие работы:

1)      на дверях высоковольтного и низковольтного отсека КТП установить запирающие устройства (замки);

2)      в КТП на стороне РУ 0,4кВ установить дверки;

3)      на ТМ 400 кВа обеспечить плотное прилегание верхней крышки трансформатора и других мест уплотнений;

4)      в расширительный бак трансформатора до необходимого уровня долить масло;

5)      вокруг КТП убрать сухую траву, промасленную ветошь;

6)      внутреннюю часть КТП очистить от грязи, и мусора, сухой травы и промасленной ветоши;

7)      провести электрические испытания и измерения электрооборудования КТП, в том числе заземляющих устройств КТП;

8)      в КТП на стороне 6 кВ установить калиброванные вставки.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения данного решения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Ответчик ГУ культуры «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» может обратиться в Центральный суд с заявлением об отмене данного решения в течение 7 дней со дня получения им копии заочного решения.

Судья Ануфриева Н.В.