«26» июля 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Питаевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Донсковой Ирины Викторовны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Донсковой Ирины Викторовны с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Донскова И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возврате осталась без попечения родителей, в связи с чем она была помещена в детское учреждение. Жилое помещение за нею не закреплялось. Она поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в администрации городского округа «Город Чита», но жилое помещение ей не представлено. На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Донсковой И.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление ей жилой площади. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Каменевой Л.В. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 15630, 7 руб. Логинов является лицом из числа детей-сирот и вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности от органов местного самоуправления. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве полагает требования прокурора незаконными в связи с тем, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета края (ст.215-1 БК РФ, ст. 8 Закона Забайккльского края от 5 октября 2009 года). Организация бюджет возлагается на соответствующий финансовый орган. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края и истца Донсковой И.В. В судебном заседании помощник прокурора Ингодинского района г.Читы Вецина Т.А. заявленные требования подержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд иск удовлетворить в полном объеме. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Донскова И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей (они были лишены родительских прав решением Черновского районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с чем постановлением управляющего Черновским административным округом несовершеннолетняя Донскова И.В. была направлена в детское учреждение. При этом за несовершеннолетней право пользования жилым помещением не было закреплено. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предоставление Донсковой благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ, ее учетный номер 195. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Донсковой И. В. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки ее на учет в качестве нуждающихся. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцам жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Донсковой Ирины Викторовны удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Донсковой Ирине Викторовне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения Донсковой Ирине Викторовне. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Ануфриева Н.В.