«22» июня 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой НВ., при секретаре Питаевой Д.Ю., с участием прокурора- помощника прокурора Центрального района г.Читы Капустина Д.В., истца Купчиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Купчиной Ольги Николаевны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах Купчиной с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Купчина в несовершеннолетнем возврате остались без попечения родителей. Ее мать отказалась от ребенка, впоследствии умерла, отца у нее не имеется. Решением исполкома Ревдинского городского Совета народных депутатов Купчина определена в дом ребенка на полное государственное обеспечение. Воспитывалась в Дегтярском детском доме с 1989 года по сентябрь 1998 года, жилое помещение за ней не закреплялось. Обучалась с Ревдинском профессиональном училище, которое окончила в 2001 году. С 2003 года Купчина О.Н состоит на учете в администрации городского округа г.Чита в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Купчиной жилое помещение вне очереди по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилой площади Купчиной. В судебное заседание представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Бондаренко И.А., действующей на основании доверенности, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 15595,6 тысяч рублей, данные средства перечислены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме. Не основано на законе требование о возложении обязанности предоставить жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, так как действующим законодательством предусмотрено предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, соответствующее техническим и санитарным требованиям. Доказательств того, что Купчина не имеет в собственности жилого помещения и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не имеется. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором представитель исковые требования не признал, на основании того, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 15595,6 тыс. руб. Представитель просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края. В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Читы Капустин Д.В., истец Купчина О.Н. заявленные требования подержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд иск удовлетворить в полном объеме. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Купчина (Чернова) О.Н., в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, мать от нее отказалась, отца не имелось. В связи с этим она была определена в дом ребенка на полное государственное обеспечение (л.д.7). При этом за несовершеннолетней право пользования жилым помещением, не закреплялось (л.д.8). Купчина воспитывалась в детском доме до 1998 года (л.д.8), зетам обучалась в профессиональном училище, которое окончила в 2001 году (л.д.9). Согласно справке комитета по развитию инфраструктуры, управления строительства, транспорта и связи администрации городского округа «Город Чита» Купчина О.Н. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер 124. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Купчиной не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд отвергает доводы ответчика о том, что не представлено доказательств отсутствия у Купчиной жилого помещения на праве собственности, так как в суд представлено уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о наличии у Купчиной в собственности жилья. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцам жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям, поэтому суд считает необходимым вынести решение о предоставлении жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Читы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах Купчиной Ольги Николаевны удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Купчиной Ольге Николаевне вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в городе Чите по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м. общей площади. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в случае невозможности предоставления Купчиной Ольге Николаевне жилого помещения по причине отсутствия свободного жилья обеспечить финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья за счет средств бюджет (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Ануфриева Н.В.