Дело № 2-4750-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «6» сентября 2011 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В. при секретаре Волошиной А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Силюковой Татьяны Александровны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Силюкова Т.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы администрации Черновского района от ДД.ММ.ГГГГ она была помещена в детское государственное учреждение, где находилась до ДД.ММ.ГГГГ года, после чего поступила в <адрес>, которое закончила в 2010 году. За ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, данное жилое помещение уничтожено в результате пожара. Истец состоит на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, вместе с тем жилой площадью до настоящего времени не обеспечен, временно проживает в общежитии. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в черте г. Читы и обязать Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья ему жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. В дальнейшем истец дополнила свои требования и просила обязать Правительство Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья ему жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Каменевой Л.В. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 15595 600,0 руб. Истец не представила доказательств того, ч то она нуждается в улучшении жилищных условий и в связи с этим состоит на учете в администрации городского округа. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель администрации городского округа «Город Чита», в судебное заседание Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, просила суд рассмотреть дело в их отсутствие, суду представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, мотивируя тем, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями являются государственными полномочиями субъекта РФ и обеспечиваются органами власти субъекта РФ. Данное государственное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 года администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность детей-сирот в настоящее время более 2000 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. В связи с чем фактически передача государственных полномочий субъекта органам местного самоуправления указанным законом не состоялась. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилья не представляется возможным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Кроме того, необоснованным является требование о предоставлении не просто жилого помещения, а отдельной квартиры. Просила суд в иске отказать. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края, Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что полномочия по обеспечению данной категории лиц жильем преданы органам местного самоуправления, организация бюджета данного органа возлагается на финансовый орган. Поэтому Правительство считает, что не является по делу надлежащим ответчиком, и просит в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита», Правительства Забайкальского края. В судебном заседании истец Силюкова Т.А. и ее представитель исковые требования поддержал в полном объеме, дали пояснения, аналогичные вышеизложенным, просили суд иск удовлетворить. Выслушав доводы истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства). А также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Постановлением главы администрации <адрес> истец была помещена в государственное детское учреждение, за ней была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>, однако данное жилое помещение было уничтожено пожаром, жилой дом снесен, о чем представлена справка КГУ «Забайкальское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д._______). Иного жилья в собственности истец не имеет (л.д._____). Согласно справке жилищного отдела управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» истец состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ, ее учетный номер № (л.д.________). Истец жилого помещения на праве личной собственности не имеет (л.д.____). То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Силюковой Татьяны Александровны удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Силюковой Татьяне Александровне благоустроенное жилое помещение в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья Силюковой Татьяне Александровне за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Н.В. Ануфриева