о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения (дети-сироты)



Дело № 2-6324-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«18» октября 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Москвитиной Елены Владимировны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Москвитиной Е.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 21.06.2010г. исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Москвитиной Е.В. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Москвитиной Е.В. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Чита, отвечающей санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. На основании исполнительного листа, выданного по указанному решению, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение Москвитиной Е.В. не предоставлено, в результате жилищные права Москвитиной Е.В. продолжают нарушаться, она вынуждена проживать в съемной квартире с малолетним ребенком. Просит суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Москвитиной Е.В. денежные средства в размере 1050 000 рублей на приобретение жилого помещения.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, от представителя Д.А. Зотова, действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края, а также возражения на иск, в которых он указывает на то, что в данном случае прокурор должен был обратиться в рамках ст. 220 ГПК РФ просил производство по делу прекратить.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита».

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика Правительства Забайкальского края, третьего лица администрации городского округа «Город Чита».

В судебном заседании истец Москвитина Е.В., помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Вецина Т.А. ззаявленные требования поддержали, суду пояснили, аналогичное изложенному в иске.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н..Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что на 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15630,7 тыс. руб. Платежным поручением № 11861 от 16.02.2011г. комитету по финансам администрации городского округа «Город Чита» из средств краевого бюджета перечислены субвенции в размере 15595600 руб. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009г. утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, согласно данному порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре и не имеет права требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья как в муниципальную собственность, так и в личную. В силу ст. 1, 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание расходов в пользу гражданина не может быть произведено непосредственно с казны Забайкальского края. Кроме того, взыскание денежных средств в пользу истца может повлечь двойное взыскание, так как в Центральном районном отделе судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю имеется возбужденное исполнительное производство об обязании администрации городского округа «Город Чита» предоставить Москвитиной Е.В. жилое помещение. Постановление о прекращении данного исполнительного производства в материалы дела не представлено. Реальная возможность исполнить указанный исполнительный лист с учетом вышеизложенных обстоятельств не исчерпана. Кроме того, полагала, что рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения завышена. Учитывая, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий, просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона).

В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 21 июня 2010 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Москвитиной Елене Владимировне жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., предложено Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения Москвитиной Е.В. Решение суда вступило в законную силу. На основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Читы по указанному решению, Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю 14.02.2011г. возбуждено исполнительное производство.

Вместе с тем, до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Москвитиной Е.В. не предоставлено, доказательств обратного суду не представлено. Как следует из письма судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО6, администрация городского округа «Город Чита» в письме сообщает о невозможности исполнения требований судебного пристава-исполнителя в связи с отсутствием в распоряжении городского округа «Город Чита» свободных благоустроенных жилых помещений, общей площадью не менее 25 кв.м. Перечисленные Министерством финансов Забайкальского края субвенции в бюджет городского округа «Город Чита» будут израсходованы на приобретение квартир для детей-сирот и лиц из их числа по дате вынесения решения судом. Приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в рамках ФЗ № 94-ФЗ, и администрацией городского округа «Город Чита» готовится аукционная документация, после утверждения которой муниципальным заказчиком будет объявлен открытый конкурс в электронной форме. После определения победителей аукциона и подписания договоров купли-продажи жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет около 2000 человек. На 26.07.2011г. благоустроенные квартиры в количестве 15 будут переданы детям-сиротам в порядке очереди по датам предъявления исполнительных листов в 2008-2009гг.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истцу жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края суду не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Москвитиной Е.В. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Москвитиной Е.В. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.

При этом довод представителя ответчика Правительства Забайкальского края о нарушении истцом процедуры обращения в суд: предъявление нового иска, а не обращение с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, суд находит несостоятельным. Поскольку способ защиты прав истцом может быть выбран по своему усмотрению. В рассматриваемом случае предмет иска иной: взыскание денежных средств на приобретение жилого помещения, а не предоставление жилого помещения, ввиду чего основания прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ в данном случае судом применены быть не могут. Каких-либо ограничений, препятствующих предъявлению истцом нового иска с иным предметом спора, законодательство не содержит.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает, что согласно представленной справке ООО МП «Правовед» рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке г.Читы по состоянию на 29.07.2011г. составляет 42000 рублей. Следовательно, в пользу Москвитиной Е.В. для приобретения жилья подлежит взысканию сумма в размере 1050 000 руб.

Представленная представителем Министерства финансов Забайкальского края справка ООО «Судебно-экспертное агентство», согласно которой рыночная стоимость 1 кв. м. благоустроенного жилого помещения по г. Чите по состоянию на 20.06.2011г. составляет 36250 рублей, во внимание судом не принимается, так как подписана ненадлежащим лицом. Кроме того, в ней не учтена площадь жилого помещения, так как стоимость квадратного метра квартир, различных по площади может существенно отличаться.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Москвитиной Елены Владимировны удовлетворить.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 21 июня 2010 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Москвитиной Елены Владимировны денежные средства в размере 1050 000 рублей для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков