Дело 2-5314/2011 об обязании обеспечить инвалида тех.средствами



Дело № 2-5314-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» октября 2011 г.

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

при секретаре Кравцовой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Читы, поданному в интересах Паршина Валентина Николаевича к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Центрального района г.Читы обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Паршина, просил возложить на ответчиков обязанность по обеспечению его техническими средствами реабилитации инвалидов и обеспечить соответствующее финансирование.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на следующее. Проведенной проверкой по заявлениям Паршиной О.Ю. было установлено, что ее сын Паршин В.Н. является инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, ему необходимы технические средства реабилитации (далее – ТРС), а именно: опора для стояния. Данные средства реабилитации включены в перечень технических средств реабилитации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года.

Однако указанные технические средства инвалиду не были предоставлены.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в безвозмездное пользование.

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года, обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Министерство социальной защиты населения Забайкальского края является уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации, осуществляющим переданные ему федеральные полномочия.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ является уполномоченным органом государственной власти, организующим гарантированное государством обеспечение инвалидов ТСР и медицинскими услугами.

Министерство финансов выступает от имени казны РФ.

Несоблюдение требований федерального законодательства о предоставлении инвалидам ТСР, по мнению прокурора, нарушает социальные права граждан-инвалидов, предусмотренные ФЗ «О социальной защите инвалидов». Следовательно, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав данных граждан.

На основании изложенного прокурор просит обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Паршина В.Н. техническими средствами реабилитации- опорой для стояния, а также обязать ответчиков Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ обеспечить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края за счет средств казны РФ денежными суммами, необходимыми для обеспечения Паршина В.Н. техническими средствами реабилитации.

В судебном заседании прокурор – старший помощник прокурора Центрального района г.Читы Чадова Е.А. исковые требования поддержала полностью.

В судебное заседание несовершеннолетний Паршин В.Н. и его законный представитель Паршина О.Ю. не явились, суд вынес определение о рассмотрении дела без их участия

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Забайкальского края в виде субвенций, на основании контрактов, заключенных ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток». Финансирование данных полномочий осуществляется.

В судебное заседание представители ответчика- Министерства здравоохранения и социального развития РФ не явились.

В судебное заседание представители ответчика- Министерства финансов РФ не явились.

В судебное заседание представители третьего лица ГУСО ЦМСРИ «Росток» не явились.

С согласия процессуального истца суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета.

С 2010 года федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Забайкальского края, о чем заключено соответствующее соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №2105-р. Для исполнения переданных полномочий бюджету Забайкальского края передаются денежные средства в виде субвенций (п.1 ст. 5 Соглашения).

В Забайкальском крае, в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Забайкальском крае определен соответствующим нормативным актом – Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 2 февраля 2010 года №20.

В соответствии с п.1 данного нормативного акта, уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Паршин В.Н. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: опора для сидения, опора для стояния, ортопедическая обувь, тутора на голеностопные суставы, что подтверждается индивидуальной программой реабилитации. Заявленея законного представителя Паршина В.Н. от 15 марта 2011 года об обеспечении его данными ТРС было рассмотрены, и он был поставлен на учет для получения ТСР в 2011 году. Частично ТСР были приобретены за свой счет, Паршиной О.Ю. выплачена компенсация за данные ТСР, что подтверждается справкой ГУСО «Росток».

Однако до настоящего момента он не обеспечен ТСР – опора для стояния.

Тем самым их права на предоставление установленных законом гарантий не реализованы.

С учетом характера технических средств, которые необходимы истцу для ежедневного использования, в данном случае технические средства реабилитации должны быть предоставлены истцам в разумный и возможно более короткий срок.

В противном случае не будет достигнута определенная ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» цель социальной защиты инвалидов – обеспечения им условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Суд не может принять доводы представителей ответчика о том, что Министерство социальной защиты населения Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как не оно непосредственно обеспечивает инвалидов данными средствами реабилитации.

В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, именно Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации, а в соответствии с п.п. 9.11.1. данного нормативного акта, Министерство организует предоставление инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование технических средств реабилитации.

Поэтому надлежащим ответчиком по исковым требованиям об обеспечении ТСР является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Прокурор имеет право обратиться в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав граждан (ст. 45 ГПК РФ).

Поэтому исковые требования прокурора о понуждении Министерства социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить истца ТСР, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения в части обеспечения истцов техническими средствами реабилитации в 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

От оплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах Паршина Валентина Николаевича удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Паршина Валентина Николаевича техническими средствами реабилитации – опора для стояния в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурору Центрального района г.Читы в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ануфриева Н.В.