«6» октября 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Волошиной А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, Сергеевой Ирины Александровны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах Сергеевой И.А. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 17 ноября 2010 года исковые требования Сергеевой И.А. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению ей отдельного благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам, площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма. Решение вступило в законную силу. До настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья и денежных средств для его приобретения, решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не предоставлено. Просит суд во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 17 ноября 2010 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Сергеевой И.А. денежные средства на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилого помещения <данные изъяты>. В судебном заседании истец Сергеева И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Прокурор- помощник прокурора Центрального района г.Читы Ермолина Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, на осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты>. рублей на 2011 год. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре. Ссылка администрации городского округа «Город Чита» на недостаточность финансирования, не позволяющая приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не влечет за собой освобождение органов местного самоуправления, на которые законом и решением суда возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения. Кроме того, городскому округу «Город Чита» выделяются достаточные субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Истцом не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда о предоставлении ему жилья. Более того, стоимость одного квадратного метра жилья истцом завышена. Постановлением Мэра города Читы от 11 февраля 2011 года №22 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» установлен норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, подлежащий применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств городского бюджета на приобретение жилых помещений для всех категорий граждан, в размере <данные изъяты> руб. Согласно данным ООО «Судебно-экспертное агентство, средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилого помещения по г.Чите составляет <данные изъяты> рублей. Полагала, что Министерство финансов Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, и просила суд в иске к нему отказать. Представитель ответчика Правительства Забайкальского краяЗотов Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что субвенции городскому округу «Город Чита» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» направлялись. Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, дело рассмотреть без участия представителя Правительства. Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта. Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 17 ноября 2010 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Сергеевой И.А. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте города Читы жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 25 кв.м. Решение суда вступило в законную силу. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Сергеевой И.А. не предоставлено, в судебном заседании не оспаривалось. В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истцу жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Сергеевой И.А. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Сергеевой И.А. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения. Полагая заявленные требования обоснованными, при определении размеры выплаты суд исходит из следующего. Согласно представленной справке ООО МП «Правовед», рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке г.Читы по состоянию на 25 июля 2011 года составляет <данные изъяты> рублей. Согласно справке ООО «Судебно-экспертное агентство», рыночная стоимость 1 кв. м. жилого помещения по г.Чите составляет <данные изъяты> рублей на 3 октября 2011 года. Постановлением Мэра города Читы от 11 февраля 2011 года №22 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» установлен норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, подлежащий применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств городского бюджета на приобретение жилых помещений для всех категорий граждан, в размере <данные изъяты>. Учитывая существенную разницу при определении стоимости жилых помещений, в целях исполнимости судебного решения, суд считает возможным применить в данном случае среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. жилого помещения в г. Чите, составляющую <данные изъяты> рублей, так как справка ООО «Судебно-экспертное агентство» выдана с учетом разницы в ценах по различным районам г.Читы, а также определена на момент, наиболее близкий к дате вынесения решения – 3 октября 2011 года. Следовательно, в пользу Сергеевой И.А. для приобретения жилья подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты>), которой, по мнению суда достаточно для приобретения жилого помещения в пределах города Читы. При этом довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жилья должен производиться из расчета предусмотренного постановлением Мэра города Читы от 11 февраля 2011 года №22 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необоснованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств городского бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, Сергеевой Ирины Александровны удовлетворить частично. Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 17 ноября 2010 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, Сергеевой Ирины Александровны денежные средства в размере <данные изъяты>. В удовлетворении остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Решение вынесено в окончательной форме 10 октября 2011 года. Судья Ануфриева Н.В.