Дело № 2-6215/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В. при секретаре Питаевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Тримасова Ивана Александровича из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Обратившись в суд с вышеуказанным иском, Тримасов И.А. ссылается на следующие обстоятельства: в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей. Его мать Тримасова Е.А умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. В 2002 году истец был устроен в Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Читинский Детский дом-школа №3», при этом жилое помещение за ним не закреплялось. На учете в качестве нуждающегося в получении жилья истец состоит с 7 апреля 2005 года, но до настоящего времени жильем не обеспечен. Просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ему жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и иным требованиям, на условиях социального найма; обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края осуществить своевременно и в полном объеме финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на приобретение указанного жилого помещения. Кроме того, просил взыскать с администрации городского округа «Город Чита» в свою пользу расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 2000 рублей, государственную пошлину в размере 200 рублей. В судебном заседании истец Тримасов И.А. заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время состоит в зарегистрированном браке с Дорофеевой О.В., которая также является сиротой, от указанного брака имеет сына Тримасова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживает с семьей в арендуемой квартире. До настоящего времени имеет регистрацию по месту жительства по месту нахождения детского дома в г.Чите по ул.Ленинградской№. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила суду возражения в письменном виде, в которых указала на то, что администрация городского округа «Город Чита» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечивается органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Кроме того, названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Поскольку средства на предоставление жилья предусмотрены органом исполнительной власти субъекта РФ в объеме, явно недостаточном для обеспечения всех нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также из-за отсутствия свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями не представляется возможным. В связи с указанным просила в иске отказать в полном объеме. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщил. От представителя по доверенности Бондаренко И.А. через канцелярию суда поступил мотивированный отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края, указав, что данный орган исполнительной власти не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, полагая, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью городского округа «Город Чита». Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил соответствующее заявление. Кроме того, представил возражения на иск, указав в них, что поскольку Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, так как полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, просил в иске к Правительству Забайкальского края отказать. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание. Заслушав истца, представителя ответчика Сильванович И.Н., исследовав материалы дела и оценив в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства и отцовства и детства. В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно положениям части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах, прекращении опеки, по окончании службы в Вооруженных силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ст.5 вышеуказанного закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект РФ. Как установлено в суде и усматривается из материалов дела, Тримасов И.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Тримасова Елена Александровна умерла в 2007 году, сведений об отце не имеется. Из сообщения администрации городского округа «Город Чита» от 29.08.2011 года следует, что Тримасов И.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 7 апреля 2005 года, учетный номер - 334 (л.д.____). Согласно данным Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.10.2011 года, права собственности Тримасова И.А. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрированы (л.д.____). Согласно уведомлению КГУП «Забайкальское БТИ» по данным технического учета на территории г.Читы и Читинского района Забайкальского каря Тримасов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет (л.д.___). Принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ входит в обязанность органов местного самоуправления. Администрация городского округа «Город Чита» является органом исполнительной власти, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, исковые требования Тримасова И.А. к ответчику – администрации городского округа «Город Чита» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, на финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не полномочны на заключение договоров социального найма. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Следовательно, при возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья, на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края должна быть возложена обязанность финансового обеспечения по предоставлению жилья. Полагая заявленные истцом требования обоснованными, суд учитывает п.п.5-9 ст.57 ЖК РФ, Решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв.м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. Вместе с тем суд полагает возможным отказать в удовлетворении требований истца о взыскании с администрации городского округа «Город Чита» в его пользу расходов на составление искового заявления в размере 2000 рублей и взыскании оплаченной им госпошлины за подачу иска в размере 200 рублей, поскольку пунктом 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (подпункт 19). Таким образом, обязанность по возмещению истцу понесенных им судебных расходов судом не может быть возложена на администрацию городского округа «Город Чита» в силу закона. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые Тримасова Ивана Александровича удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Тримасову Ивану Александровичу, 13.08.1992 года рождения, жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, заключив с ним договор социального найма. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Тримасову Ивану Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения. В остальной части иска отказать. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы. Судья Лоншакова Т.В.