о предоставлении жилого помешения



Дело № 2-4089-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 ноября 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.

при секретаре судебного заседания      Мищенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Корытовой Ирины Федоровны, Корытова Кирилла Анатольевича к Администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокуро обратился в суд, мотивируя следующим.

Согласно лицевому счету нанимателя жилья по <адрес>1, в <адрес>, в 2-х комнатной квартире общей площадью 46,6 кв. м. совместно проживают Корытова Ирина Федоровна и её сын - Корытов Кирилл Анатольевич, 2007 г.р.. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения мэра <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит, т.к. помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с физическим износом здания в целом.

    ДД.ММ.ГГГГ Корытова И.Ф. обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о защите её жилищных интересов, в связи с чем прокурор <адрес> в интересах Корытовой Ирины Федоровны, Корытова Кирилла Анатольевича обратился с иском к Администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения. Прокурор просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Корытовым Ирине Федоровне и Кириллу Анатольевичу благоустроенную, равноценную занимаемой квартиру, общей площадью не менее 46, 6 кв.метров, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, находящуюся в черте <адрес> во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора <адрес> Вецина Т.А. уточнила исковые требования, просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Корытовым на условиях социального найма благоустроенную, равноценную занимаемой квартиру не менее 2-х комнат, общей площадью не менее 46,6 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям, находящуюся в черте <адрес> во внеочередном порядке, поскольку занимаемое ими жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит.

    Истец Корытова И.Ф. поддержала исковые требования полностью, при этом также пояснила, что ранее жила с родителями в <адрес>, квартира, в которой жили, была приватизирована матерью, братом и ею, т.к. в момент приватизации она была несовершеннолетней. На <адрес> проживала с дедом, он работал на железной дороге, умер в 2006 году, после чего лицевой счет переоформлен на нее. После признания квартиры непригодной для жилья её поставили на учет в 2010 году. До настоящего времени она и её малолетний ребенок проживают в указанном аварийном жилье.

    Представитель Корытовой И.Ф. - Травкин В.И. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что лицевой счет переписан на Корытову И.Ф.. То, что она является собственником в праве общей долевой собственности на другую квартиру, не должно умалять ее прав на предоставление другого жилого помещения, поскольку она и ее ребенок проживают в непригодном для проживания помещении.    Срок эксплуатации деревянных домов 50 лет, дому, где проживает истец, 104 года. Считает, что ответчик обязан предоставить квартиру на условиях социального найма вне очереди независимо от того, признана или нет Корытова малоимущей.

    Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита» О.Ю. Печак, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по мотивам, изложенными в письменном возражении (л.д.              )._

Представитель третьего лица Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Гильванов Б.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, считает, что Корытова намеренно ухудшила свои жилищные условия, прописалась в указанную квартиру с целью получения другой квартиры, так как она в собственности имеет долю в приватизированной квартире в <адрес>, кроме того, она не признана малоимущей (возражение на исковое заявление л.д.        ).

Выслушав доводы сторон,    исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно лицевому счету нанимателя жилья по адресу: <адрес>1, в 2-х комнатной квартире общей площадью 46,6 кв. м. совместно проживают Корытова Ирина Федоровна и её сын - Корытов Кирилл Анатольевич, 2007 г.р..(л.д.       )

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в связи с физическим износом здания в целом, квартира непригодна для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит. ( л.д.             ).

Распоряжением мэра <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения - <адрес> - непригодной для проживания (л.д.            ).

Согласно письма Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ семья Корытовой И.Ф. включена в список граждан, подлежащих расселению во внеочередном порядке, в связи с тем, что её квартира признана непригодной для проживания.(л.д.         )

Согласно технического паспорта <адрес> состоит из 2-х комнат, общая площадь <адрес>,6 кв.м. (л.д.       ).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущество от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Корытова И.Ф. является собственником 1/3 доли <адрес> ДОС 774 в <адрес>. (л.д.          ).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на ев недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущество от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведения о правах Корытова К.А. на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.          ).

Согласно выписки из реестра объектов технического учета о правах отдельного лица на имеющиеся у него в собственности объекты жилого назначения от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КГУП «Забайкальское БТИ» Корытова И.Ф. имеет в собственности 1/3 доли <адрес> ДОС 774 в <адрес>, основание - договор на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.          ).

Согласно выписки из реестра объектов технического учета о правах отдельного лица на имеющиеся у него в собственности объекты жилого назначения от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КГУП «Забайкальское БТИ» Корытов К.А. не имеет зарегистрированных прав на объекты жилого назначения (л.д.          ).

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно ч.3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу п.п.1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как разъяснил Верховный Суд РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -В11-5) статья 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, такой учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ, как указал Верховный Суд РФ, противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно п.1. ст.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ –ЗЗК «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, проживающим в жилищном фонде <адрес>, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, указанным в п.1 ст.1 приведенного <адрес>, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п.2 ст.2 Закона). Гражданам, указанным в ст.1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения <адрес> (п.1 ст.3 Закона).

Поскольку в судебном заседании установлено, что квартира по вышеуказанному адресу является собственностью ответчика, данная квартира в установленном законом порядке признана жилым помещением, непригодным для проживания, требования истца о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, с учетом установленных обстоятельств и приведенных норм закона, являются обоснованными.

Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2010 г. - признание дома непригодным для проживания.

Что касается доводов ответчика и третьего лица, о том, что семья Корытовых не признана малоимущей, т.е. не способной приобрести жилье, то суд считает данные доводы противоречащими основным конституционным началам прав личности, т.к. федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Также суд считает, что признание гражданина малоимущим применимо при общем определении оснований и порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, и в ЖК РФ не установлено ограничений для граждан, подлежащих выселению из аварийного жилого фонда, связанных с их материальным положением. Кроме того, федеральное законодательство не предусматривает предоставление жилищных гарантий в зависимости от каких либо региональных программ. Кроме того, суд считает, что в соответствии с принципами государственной социальной политики, ответчик не вправе уменьшить размер жилой площади, исходя из состава семьи.

Обеспечение граждан жильем, проживающих на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа в соответствии с п.п. 6 части 1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что Корытовы занимают авраийное жилое помещение общей площадью согласно выписке лицевому счету нанимателя жилья по адресу <адрес>1, в <адрес>, 46,6 кв. м., состоящее из двух жилых комнат, что также подтверждается техническим паспортом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцам должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 46,6кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить вне очереди Корытовой Ирине Федоровне, Корытову Кириллу Анатольевичу на условиях социального найма жилое благоустроенное помещение - квартиру, состоящую не менее чем из 2 жилых комнат, расположенное в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 46,6 кв.м.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в <адрес>вой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд <адрес>.

Судья                                                                    Б.В.Доржиева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ