15 ноября 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Копеистовой О.Н., при секретаре Цыцыковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Спириной Анны Николаевны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Спирина А.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В связи со смертью ее родителей на основании заключения Департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, она осталась без попечения родителей и была определена в детское государственное учреждение. В ДД.ММ.ГГГГ году поступила в ГОУ начального профессионального образования «Профессиональное училище №», окончила ДД.ММ.ГГГГ. В администрации городского округа «Город Чита» состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ. Какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, временно проживает в общежитии по адресу: <адрес>, в комнате общей площадью 14 кв.м. вместе с несовершеннолетней дочерью и мужем. Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г.Читы, размером не менее 25 м2 общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, обязать Правительство Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование приобретения жилого помещения на имя Спириной А.Н. В судебное заседание истец Спирина А.Н., извещенная надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела не явилась, причина неявки суду не известна. Ответчик Администрация городского округа «Город Чита» своего представителя в судебное заседание не направили, возражение на исковое заявление не представили. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направили, представили возражение на исковое заявление, в котором требования не признали, указали, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Спирина А.Н. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствие с жилищным законодательством, в порядке очередности. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения за необоснованностью. Ответчик Правительство Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором он исковые требования не признал, мотивируя тем, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Забайкальского края на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый перио<адрес> ДД.ММ.ГГГГ году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15630,7 тыс. рублей, кроме того, бюджету городского округа «Город Чита» было дополнительно выделено 24323 руб. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах, кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Спириной А.Н., представителей ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Спирина Анна Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее отец Спирин Николай Михайлович, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем над Спириной А.Н. была учреждена опека. Впоследствии истица обучалась в <данные изъяты> №», которое окончила ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Спирина А.Н. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ, ее учетный номер № То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Спириной А.Н. не предоставлено, оспорено не было, равно, как не оспаривалась и обоснованность ее постановки на учет в качестве нуждающейся. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Спириной Анны Николаевны удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Спириной Анны Николаевны благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Спириной Анне Николаевне жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья О.Н. Копеистова