2-7094/2011 о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения



Дело № 2-7094-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Цыцыковой Д.Д.,

с участием помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Ташлыкова А.В., действующего на основании прав по должности,

представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г., действующей на основании доверенности от 16 января 2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы, действующего в интересах Гершгорина Сергея Валерьевича к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г.Читы обратился в суд в интересах Гершгорина С.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора Ингодинского района г.Читы, действующего в интересах Гершгорина С.В. о внеочередном предоставлении жилого помещения было отказано, определением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было отменено, требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение Гершгорину С.В. не предоставлено по причине отсутствия у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья и денежных средств для его приобретения. Просит суд во исполнение решения взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Гершгорина С.В. денежные средства в размере 1100000 руб. на приобретения жилого помещения в г.Чите.

В судебном заседании помощник прокурора Ингодинского района г.Читы Ташлыков А.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что городскому округу «Город Чита» выделяются достаточные субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе на приобретение жилья Гершгорину С.В., на 2011 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50638, 8 руб., муниципальному образованию на указанные цели из бюджета Забайкальского края перечислено – 15595600 руб., что подтверждается платежным поручением. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре. Гершгориным С.В. не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда о предоставлении ему жилья, просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Ответчики Правительство Забайкальского края, Администрация городского округа «Город Чита» в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайство о рассмотрении дела без их участия не представляли, возражения также не представили.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

В силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 30 сентября 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурора Ингодинского района г.Читы, действующего в интересах Гершгорина С.В. о внеочередном предоставлении жилого помещения было отказано, определением Забайкальского краевого суда от 16 февраля 2011 года указанное решение было отменено, требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу 16 февраля 2011 года. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Гершгорину С.В. не предоставлено в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истице жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Гершгорину С.В. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истицы, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Гершгорина С.В. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.

Согласно представленной истцом справке ООО МП «Правовед» средняя рыночная стоимость благоустроенного жилья на вторичном рынке недвижимости г.Читы на ДД.ММ.ГГГГ составляет 44 000 рублей за 1 кв.м.

Согласно представленной представителем Министерства финансов Забайкальского края справке на ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость 1 кв.м. по г. Чите составляет 36250 рублей.

Суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, так представленные выше справки о средней рыночной стоимости 1 кв.м. по г.Чите получены на октябрь 2011 года, и суд не принимает во внимание справку ООО «Судебно-экспертное агентство», представленную представителем Министерства финансов Забайкальского края, согласно которой стоимость 1 кв.м. жилого помещения по г.Чите составляет 36250 рублей, поскольку в данной справке представлена стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жи­лья должен производиться из расчета норматива стоимости 1 кв. метра, установленной постановлением Мэра города Читы от 26.01.2009 №4 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» суд считает обос­нованным, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств го­родского бюджета.

Соответственно, в пользу истца подлежит взысканию 906 250 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ингодинского района г.Читы, действующего в интересах Гершгорина Сергея Валерьевича удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Гершгорина Сергея Валерьевича денежные средства в размере 906250 (девятьсот шесть тысяч двести пятьдесят) руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья О.Н.Копеистова