14 ноября 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Копеистовой О.Н., при секретаре Цыцыковой Д.Д., с участием истца Миромановой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Миромановой Натальи Никоновны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Мироманова Н.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении, проживала в Читинском детском <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из детского <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ года находилась в общежитии ЧОБМК, где проходила обучение. После окончания медицинского колледжа поступила на работу ОДКБ. Далее, по распределению администрации <адрес> истцу выделили комнату в общежитии по <адрес>, где проживает по настоящее время, другим жильем не обеспечена. Состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, в администрации города с ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита», Правительство Забайкальского края предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г.Читы, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование приобретения жилого помещения. В судебном заседании истец Мироманова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнений не представила, просила требования удовлетворить. Ответчик Администрация городского округа «Город Чита» своего представителя в судебное заседание не направили, представили возражение на исковое заявление, в котором исковые требования не признали, ссылаясь на следующее. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально представленных из бюджета субъекта РФ. на 2011 года и плановый период 2012 и 2013 годов в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу «город Чита» предусмотрены средства в сумме 15603, 7 тыс. руб. Данных денежных средств недостаточно для обеспечения всех нуждающихся жилыми помещениями, поскольку численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек, на исполнении находится более 160 решений судов. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направили, возражение на исковое заявление не представили, дело рассмотреть в их отсутствие не просили. Ответчик Правительство Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором он исковые требования не признал, мотивируя тем, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15630,7 тыс. рублей, кроме того, бюджету городского округа «Город Чита» было дополнительно выделено 24323 руб. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах, кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Администрации городского округа «Город Чита», Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Мироманова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении, проживала в <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии истец в период с <адрес> года находилась в общежитии ЧОБМК, где проходила обучение. После окончания медицинского колледжа поступила на работу ОДКБ. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Мироманова (Плотникова) Н.Н. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ, ее учетный номер № То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Миромановой Н.Н. не предоставлено, оспорено не было, равно, как не оспаривалась и обоснованность ее постановки на учет в качестве нуждающейся. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Миромановой Натальи Никоновны удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Миромановой Наталье Никоновне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Миромановой Наталье Никоновне жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья О.Н. Копеистова