2-7093/2011 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-7095-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Цыцыковой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы, действующего в интересах Кузьмина Антона Сергеевича к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г.Читы, действуя в интересах Кузьмина А.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Кузьмин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – ФИО4 лишена родительских прав на основании решения Железнодорожного районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Кузьмин А.С. на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ определен в государственное учреждение как оставшийся без попечения, в последующем являлся воспитанником детского <адрес>, при этом жилье за Кузьминым не закреплялось. В 2003 году Кузьмин выпустился из детского дома и окончил в 2008 году ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения». В настоящее время Кузьмин с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, учетный номер – <адрес>. Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г.Читы, размером не менее 25 м2 общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование приобретения жилого помещения на имя Кузьмина А.С. за счет бюджета (казны) Забайкальского края.

Прокурор Железнодорожного района г.Читы в судебное заседание не явился, до судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание истец Кузьмин А.С., извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела не явился, причина неявки суду не известна.

Ответчик Администрация городского округа «Город Чита» своего представителя в судебное заседание не направили, возражение на исковое заявление не представили.

Ответчик Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направили, представили возражение на исковое заявление, в котором требования не признали, указали, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Кузьмин А.С. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствие с жилищным законодательством, в порядке очередности. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения за необоснованностью.

Ответчик Правительство Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признали, мотивируя тем, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15630,7 тыс. рублей, кроме того, бюджету городского округа «Город Чита» было дополнительно выделено 24323 руб. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах, кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Кузьмина А.С., представителей ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Кузьмин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО4, лишена родительских прав на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.____). В связи с чем над Кузьминым А.С. была учреждена опека, являлся воспитанником детского <адрес>, в 2008 году окончил <данные изъяты>».

Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «<адрес>» ФИО5 состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ, его учетный номер 236. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени ФИО5 не предоставлено, оспорено не было, равно, как не оспаривалась и обоснованность его постановки на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Читы, действующего в интересах Кузьмина Антона Сергеевича удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Кузьмину Антону Сергеевичу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Кузьмину Антону Сергеевичу жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья О.Н. Копеистова