о предоставлении жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, финансировании



Дело № 2-5869-2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Иванец С.В.,

при секретаре судебного заседания Тепляковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района города Читы в интересах Казанцевой Натальи Николаевны к администрации муниципального района «Читинский район», правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Читинского района города Читы в интересах Казанцевой Н.Н. обратился с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Казанцева Н.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения на основании постановления главы администрации сельского поселения «<данные изъяты> от 01.12.2009. До настоящего времени жильем она не обеспечена. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить ей жилое помещение согласно установленным законом нормам в городе Чите.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Читинского района города Читы – Вальцев М.Г., Казанцева Н.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Администрации муниципального района «Читинский район», извещённая о месте и времени слушания дела, в суд своего представителя не направила.

Представитель министерства финансов Забайкальского края – Гудкова Н.Г., представитель правительства Забайкальского края – Зотов Д.А., извещённые о месте и времени слушания дела, в зал судебного заседания не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, отзыв в письменно виде, в котором просили отказать в удовлетворении требований.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Судом установлено, что Казанцева Наталья Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Постановление главы администрации сельского поселения «<данные изъяты> от 01.12.2009 она поставлена на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Казанцевой     Н.Н. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального образования «Читинский район» от 21.04.2006 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Казанцевой Натальи Николаевны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Казанцевой Наталье Николаевне жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м.

При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу Казанцевой Натальи Николаевны стоимости жилого помещения с министерства финансов Забайкальского края за счёт средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья                                                                                                       С.В. Иванец