о включении периодов работы в стаж



Дело № 2-2413-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.04.2011г. Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре Страмиловой Я.Б.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Чернявской Ольги Павловны к Управлению Пенсион­ного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное), о включении периодов работы в специальный стаж, при­знании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У становил:

Чернявская Ольга Павловна обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя его следующим.

Истица 02 декабря 2008 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Протоколом и.о. начальника УПФР в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края № 780 от 26.03.2009 г. ей было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа.

В специальный стаж в льготном полуторном исчислении не был засчитан период работы врачом педиатром детской реанимационной бригады Читинской станции скорой помощи с 27 сентября 1985 года по 01 июля 1988 года, как работа врачом анестезиологом-реаниматологом выездной анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи, так как переименование выездной детской реанимационной бригады скорой медицинской помощи в выездную детскую анестезиолого-реанимационную бригаду скорой медицинской помощи было произведено только с 01.01.2006 года.

Кроме того, исключены из специального стажа в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1985 г. по 31.10.1985 г. и с 02.01.1986 г. по 19.02.1986 г.

На включении в специальный стаж отпуска без содержания с 11.04.1988 г. по 22.04.1988 г. истица не настаивает.

Истица не согласна с отказом в назначении пенсии, просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, периоды ее работы врачом с 27.09.1985 г. по 30.09.1985 г. (01 день дополнительного стажа), с 01.11.1985г. по 01.01 1986г. (01 месяц дополнительного стажа), с 20.02. 1986 г. по 10.04 1988 г. (1 год 0 месяцев 10 дней дополнительного специального стажа), с 23.04.1988 г. по 01.07.1988 г. (01 месяц 04 дня дополнительного специального стажа), в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев специального стажа за один год работы, и периоды прохождения курсов повышения квалификации с 01.10.1985 г. по 31.10.1985 г. (01 месяц) и с 02.01.1986 г. по 19.02.1986 г. (18 дней) в календарном исчислении, признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить ей указанного вида пенсию с 02 декабря 2008 года.

В судебном заседании истица и ее представитель Дряева Л.В., действующая на основании доверенности свои требования уточнили. Просили дополнительно к исковым требованиям, изложенным в исковом заявлении, включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды отпусков по уходу за ребенком с 26.02.1990 г. по 30.04.1990 г. и с 01.01.1991 г. по 01.07.1991 г.(л.д.______), в остальной части иск поддержали. Дополнительно истица пояснила, что детская выездная бригада скорой медицинской помощи, занималась спасением жизни больных детей, оказанием неотложной медицинской помощи в наиболее тяжелых медицинских случаях путем проведения анестезиологических и реанимационных мероприятий. Бригада имела целостную структуру. В Читинской станции скорой медицинской помощи не было подразделений, отдельно оказывающих только анестезиологическую либо только реанимационную помощь. Кроме того, оказание реанимационной помощи выездной бригадой скорой медицинской помощи невозможно без проведения анестезиологических мероприятий. Истица как врач анестезиолог-реаниматолог, работала полный рабочий день за ставку заработной платы. Врачи других специальностей в детской выездной бригаде, оказывающей анестезиолого-реанимационную помощь детям, не предусмотрены.

Представитель ответчика Управления Пенсион­ного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, пояснила, что действия органа пенсионного обеспечения основаны на Законе, в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, наименование такого структурного подразделения учреждения здравоохранения как детская реанимационная бригада, в которой работала истица в спорные периоды в Читинской станции скорой медицинской помощи, отсутствует, поэтому периоды работы Чернявской О.П. с 27.09.1985г. по 30.09.1985 г., с 01.11.1985 г. по 01.01.1986 г., с 20.02.1986 г. по 10.04.1988 г., с 23.04.1988 г. по 01.07.1988 г. в должности врача-педиатра детской реанимационной бригады Читинской станции скорой помощи засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении. Перечень ограничительный, расширенному толкованию не подлежит, территориальный орган пенсионного обеспечения не вправе устанавливать тождество наименований должностей, учреждений и структурных подразделений учреждений, такое право предоставлено только Министерству труда по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1985 г. по 31.10.1985 г., с 02.01.1986 г. по 19.02.1986 г. исключены из специального стажа на основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516. На дату обращения за пенсией 02 декабря 2008 года у истицы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. засчитан специальный стаж в размере – 28 лет 4 месяца 3 дня, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 2-П – 24 года 2 месяца 18 дней при страховом стаже 31 год 7 месяцев 15 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии медицинскому работнику, осуществлявшему лечебную деятельность в городе.

Представитель третьего лица МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Землянский А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования истицы поддержал.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода).

В соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г (женщинам по достижения возврата 55 лет, мужчинам – 60 лет), в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения при стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила) и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее Перечень).

В Списке учреждений присутствуют «больницы всех наименований», в Списке должностей – «врачи – специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков)».

Согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, в пункте 2 раздела «Наименования должностей» предусмотрены должности: «врачи анестезиологи-реаниматологи, в том числе заведующие, медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты». При этом работа должна протекать только в структурных подразделениях, предусмотренных в пункте 2 данного Перечня в разделе «Наименование структурных подразделений», которым указаны «отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8,12, 15, 20, 21, 27-30 Списка».

В пункте 16 разделе «Наименование учреждений» Списка присутствуют «станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи», к которым относится и Читинская станция скорой медицинской помощи.

В разделе «Наименование структурных подразделений» Перечня предусмотрены «выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации». Врачи анестезиологи-реаниматологи указанных бригад имеют право на льготное пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что Чернявская О.П. действительно 02 декабря 2008 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите и Читинском районе Забайкальского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы.

Из исследованного судом отказного пенсионного дела Чернявской О.П. судом установлено, что Протоколами и.о.начальника Управления ПФР в г. Чите и Читинском районе Читинской области № 780 от 26.03.2009 г. и № 1692 от 14.07.2009 г. в назначении указанного вида пенсии истице было отказано в связи с недостаточностью специального стажа.

Согласно распечатке стажа Чернявской О.П. из отказного пенсионного дела (дата выдачи 23.03.2009г.) специальный стаж истицы на дату обращения за пенсией 02 декабря 2008 года составляет 29 лет 0 месяцев 10 дней при страховом стаже 31 год 7 месяцев 10 дней. Ответчиком не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев стажа) периоды ее работы в должности врача детской реанимационной бригады Читинской станции скорой медицинской помощи с 27.09.1985 г. по 30.09.1985 г., с 01.11.1985 г. по 01.01 1986 г, с 20.02. 1986 г. по 10.04 1988 г, с 23.04.1988 г. по 01.07.1988 г. Кроме того, из специального медицинского стажа в календарном исчислении исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1985г. по 31.10.1985г. и с 02.01.1986г. по 19.02.1986г. В указанном документе имеется ссылка на наличие у истицы ребенка 01.01.1990 года рождения.

Протоколом № 1692 от 14.07.2009г. специальный стаж истицы уменьшен до 28 лет 4 месяца 03 дня, при этом дополнительно ответчиком из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 26.02.1990г. по 30.04.1990г. и с 01.01.1990г. по 01.07.1990г.

Из трудовой книжки (запись № 7- № 8) истицы суд усматривает, что 27 сентября 1985 года Чернявская О.П. была принята переводом в Читинскую станцию скорой помощи на должность врача-педиатра детской реанимационной бригады (пр. № 125 от 30.09.1985г.) и 01 июля 1988 года уволена переводом в распоряжение главного врача дома ребенка № 2 (пр. № 49 от 28.06.1988г.).

Судом исследована справка № 650 от 03.12.2008г., выданная ГУЗ «Забайкальский территориальный центр медицины катастроф Читинской области», из которой следует, что Читинская станция скорой медицинской помощи несколько раз меняла свое наименование. С 23 апреля 1998 года Читинская станция скорой медицинской помощи была переименована в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи Департамента здравоохранения и социальной политики г. Читы» на основании свидетельства регистрационной палаты № 2818 от 23.04.1998 г. В связи с внесением изменений 25 марта 1999 года МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи Департамента здравоохранения и социальной политики г. Читы» была переименована в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи Департамента здравоохранения и социальной поддержки населения г. Читы» на основании свидетельства регистрационной палаты с изменением № 781 от 25.03.1999 г. В связи с реорганизацией МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи Департамента здравоохранения и социальной поддержки населения г. Читы» с 1 ноября 2000 года было переименовано в ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Читинской области на основании приказа № 109 «а» от 01.11.2000 г. по Станции скорой медицинской помощи. С 1 января 2006 года ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Читинской области было реорганизовано в форме присоединения к ГУЗ «Забайкальский территориальный центр медицины катастроф Читинской области» на основании Постановления Администрации Читинской области № 292-А/п от 29.11.2005 г.

Судом установлено, что детская реанимационная бригада при станции скорой медицинской помощи города Читы была создана приказом Читинского областного отдела здравоохранения от 06.05.1985г. № 75 за счет общей численности врачей и среднего медицинского персонала станции скорой помощи. Во исполнении этого приказа был издан приказ № 113 от 27 августа 1985 года по Читинской станции скорой медицинской помощи о создании с 01 сентября 1985 года детской реанимационной бригады, в которую были назначены врачами: ФИО7, ФИО8, ФИО9, фельдшерами: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, которые этим же приказом были переведены на должность медсестер-анестезистов на основании приказа Минздрава СССР № 1490 от 29.12.1984 г. Приказом Облздравотдела на специализированную бригаду были возложены следующие функции:

a)     Оказание консультативной и «технической» помощи персоналу палат интенсивной терапии стационаров города;

b) Оказание лечебной и консультативной помощи детям в детских стационарах города, не имеющих реанимационных отделений;

c)     Консультации врачам по оказанию медицинской помощи новорожденным в родильных домах и оказании им неотложной интенсивной терапии; осуществление квалифицированной безопасной транспортировки новорожденных в специализированные отделения областной детской больницы им. В.И. Ленина и другие стационары города с учетом заболеваемости ребенка;

d) Оказание необходимой лечебной и консультативной помощи детям по вызову линейных бригад скорой помощи на дому, врачей детских поликлиник, школ, пионерских лагерей и т.п.;

e)     Осуществление квалифицированного и своевременного отбора больных для перевода их в реанимационные отделения и транспортировку их;

f)      Транспортировка всех детей с острыми нарушениями жизненно важных функций из детских стационаров и новорожденных их родильных домов, нуждающихся в специализированном лечении, в областную детскую больницу им. В.И. Ленина.

Таким образом, функции детской реанимационной бригады полностью соответствовали основным задачам отделения анестезиологии-реанимации, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению».

Указанным приказом руководителям органов здравоохранения было предписано организовать работу отделений (групп) анестезиологии-реанимации в соответствии с приложением № 1, а также обеспечить преимущественное оказание анестезиолого-реанимационной помощи детям:

1.     Осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регинарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах;

2.     Осуществление комплекса мероприятий по поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникающих вследствие заболевания, травмы, оперативного лечения и других причин (т.е. реанимация);

3.     Повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала больницы практическим навыкам в области реанимации.

Первоначально было указано в приказе, а затем и в трудовой книжке неполное наименование бригады скорой медицинской помощи как «реанимационная» вместо бригады «анестезиологии-реанимации». Изменения в наименовании бригады были внесены только с 1 января 2006 года при присоединении учреждения к ГУЗ «Забайкальский территориальный центр медицины катастроф Читинской области». От переименования бригады ее функции по оказанию анестезиолого-реанимационной помощи детям не изменились, также, как не изменились и функции врача анестезиолога-реаниматолога по оказанию неотложной помощи больным детям.

Согласно штатным расписаниям в учреждении оказанием анестезиолого-реанимационной помощи занимались две бригады: одна для взрослого населения города, другая детская бригада.

Однако всегда в бригаде только врачи анестезиологи-реаниматологи и медсестры-анестезисты, врачи других специальностей в бригаде не предусмотрены, что согласуется со штатными нормативами медицинского и фармацевтического персонала станций скорой и неотложной помощи, являющимися самостоятельными учреждениями (Приложение № 14 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. № 100 ).

Детская выездная бригада скорой медицинской помощи, занималась спасением жизни больных детей, оказанием неотложной медицинской помощи в наиболее тяжелых медицинских случаях путем проведения анестезиологических и реанимационных мероприятий. Бригада имела целостную структуру. Подразделений, отдельно оказывающих только анестезиологическую либо только реанимационную помощь, в Читинской станции скорой медицинской помощи не было. Кроме того, оказание реанимационной помощи выездной бригадой скорой медицинской помощи невозможно без проведения анестезиологических мероприятий. Чернявская О.П., как врач анестезиолог-реаниматолог, в каждом отдельном случае проводила специальное обследование больного ребенка, необходимое обезболивание, мероприятия по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы и т.д., что соответствует оказанию как анестезиологической и так реанимационной помощи больным. Она работала полный рабочий день за ставку заработной платы.

Таким образом, истица, как по должности, так и по функциям (анестезиолого-реанимационным), выполняемым детской выездной бригады скорой медицинской помощи, в которой работала, имеет право на включение указанных периодов в полуторном размере в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год работы за год и шесть месяцев специального стажа. Дополнительно подлежит включению в специальный стаж 1 год 2 месяца 15 дней.

Установленные в ходе судебного заседания обстоятельства подтверждаются материалами гражданских дел по искам врачей и медсестер-анестезистов детской реанимационной бригады Читинской станции скорой медицинской помощи к территориальному пенсионному органу о включении периодов работы в специальный стаж для назначения льготной пенсии, рассмотренным Центральным районным судом города Читы по искам: ФИО7 (2004 г.), ФИО15 (2008 г.) ФИО16 (2009г.), ФИО10, которым совместный с истицей период работы в той же детской выездной бригаде по оказанию анестезиолого-реанимационной помощи детям включен в специальный стаж лечебной работы в полуторном исчислении.

Судом исследована справка № 924 от 19.01.2011 г., выданная МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», согласно которой с 01 октября 1985 года по 31 октября 1985 года Чернявская О.П. находилась на специализации на рабочем месте по циклу реанимации на базе детской областной больницы им. Ленина сроком на 1 месяц на основании приказа № 112-а от 01.10.1985 г., с 02 января 1986 года по 19 февраля 1986 года она проходила усовершенствование в городе Харькове в институте усовершенствования врачей по теме «неотложные состояния в неонатологии» на основании приказа Облздрава № 45 от 17.12.1985 г., и в период с 11 апреля 1988 года по 22 апреля 1988 года ей предоставлялся отпуск без содержания. На включение отпуска без содержания в льготный стаж истица не претендую.

Суд учитывает, что «неонатология» - это раздел медицины, изучающий младенцев и новорождённых, их рост и развитие, их заболевания и патологические состояния. Основными пациентами неонатологов являются новорожденные младенцы с синдромом дыхательных расстройств, которые больны или требуют специального медицинского ухода из-за недоношенности, низкого веса при рождении, задержки внутриутробного развития, врождённых пороков развития (врожденных дефектов), сепсиса, или врождённой асфиксии. Суд приходит к выводу, что курсы повышения квалификации являются необходимой, неотъемлемой частью медицинской деятельности, оплачиваются заработной платой, с которой отчисляются взносы в фонд пенсионного страхования, и, несомненно, подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении (дополнительно – 1 месяц 18 дней специального стажа).

Из записей № 9-№ 12 в трудовой книжке, справки работодателя № 29 от 02.03.2009г. суд установил, что в период с 01.07.1988г. (пр. № 15 от 04.07.1988г.) по 21.01.1998г. (пр. № 6 от 21.01.1998г.) истица работала в должности врача-педиатра Специализированного дома ребенка. В периоды с 26.02.1990г. по 30.04.1990г. и с 01.01.1991г. по 01.07.1991г. у истицы имел место отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (ребенок 01.01.1990 года рождения). Выход на работу в связи с трудным материальным положение с 01.05.1990г. по 31.12.1990г. (пр. № 14. от 24.04.1990г.).

Удовлетворяя требования истицы в части включения периодов с 26.02.1990г. по 30.04.1990г. и с 01.01.1991г. по 01.07.1991г. в специальный стаж, суд исходит из того, что законодательство, действовавшее во время нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет, не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Судом учтено, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения Чернявской О.П. в отпуске по уходу за ребенком с 26.02.1990 г. по 30.04.1990 г. (2 месяца 03 дня) и с 01.01.1991 г. по 01.07.1991г. (6 месяцев 01 день) подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В протоколе № 1692 от 14.07.2009 г. ответчик указывает, что Чернявская О.П. имеет специального стажа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 – 28 лет 4 месяца 3 дня, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П – 24 года 2 месяца 18 дней. При этом представителем ответчика представлена только одна распечатка стажа из отказного пенсионного дела истицы от 23.03.2009г., согласно которой специальный стаж составляет 29 лет 0 месяцев 10 дней с учетом специального стажа за периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26.02.1990г. по 30.04.1990г. и с 01.01.1991г. по 01.07.1991г.

Протоколом № 1692 от 14.07.2009 г. у истицы дополнительно к периодам, не включаемым в специальный стаж по протоколу № 780 от 26.03.2009г., исключены из специального стажа периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 26.02.1990 г. по 30.04.1990г. и с 01.01.1991г. по 01.07.1991г. «по «новым правилам и нормам с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781» (так в документе).

Расчет специального стажа истицы «в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П», равный, по мнению ответчика, - 24 годам 2 месяцам 18 дням, представителем ответчика не представлен, в судебном заседании не разъяснялся, поэтому судом не рассматривался.

На дату обращения за пенсией 02 декабря 2008 года специальный стаж истицы составил 30 лет 4 месяца 10 дней: 28 лет 4 месяца 03 дня бесспорно принятых пенсионным органом, и дополнительно подлежащие включению 2 года 0 месяцев 07 дней, что достаточно для назначения назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на дату обращения за пенсией 02 декабря 2008 года. Следовательно, требования истицы о признании за нею права на досрочное назначение пенсии с даты обращения - 02 декабря 2008 года и возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с указанной даты подлежат удовлетворению, так как статья 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гарантирует гражданам своевременное назначение пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Чернявской Ольги Павловны удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в стаж Чернявской Ольги Павловны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы: с 27.09.1985г. по 30.09.1985г., с 01.11.1985г. по 01.01 1986г, с 20.02.1986г. по 10.04.1988г., с 23.04.1988г. по 01.07.1988г. в льготном исчислении как год работы за один год и шесть месяцев как работу в течение полного рабочего дня, как работу в качестве врача анестезиолога-реаниматолога детской выездной анестезиолого-реанимационной бригады скрой медицинской помощи.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в стаж Чернявской Ольги Павловны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.10.1985г. по 31.10.1985г., с 02.01.1986г. по 19.02.1986г., в отпусках по уходу за ребенком: с 26.02.1990г. по 30.04.1990г. и с 01.01.1991г. по 01.07.1991г.

Признать за Черняховской Ольгой Павловной, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 02 декабря 2008 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить мне Черняховской Ольге Павловне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения за пенсией 02 декабря 2008 года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова