2-4177/2011 предоставление жилого помещения



Дело № 2-4177-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«07» июля 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Мельник Евгении Олеговны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, понуждении к финансированию приобретения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мельник Е.О. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Мельник Е.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 26.10.2006г. Мельник Е.О. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако до настоящего времени Мельник Е.О. не обеспечена жилой площадью, соответствующей установленным социальным нормам. Постоянно проживает и работает в г.Чите Забайкальского края. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Мельник Е.О. вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм, на территории городского округа «Город Чита», отвечающую санитарным и техническим требованиям, а Министерство финансов Забайкальского края – осуществить финансирование приобретения жилого помещения Мельник Е.О. за счет средств бюджета Забайкальского края.

В судебное заседание представитель Шилкинской межрайонной прокуратуры не явился, о времени и месте судебного заседания прокуратура извещена надлежащим образом, однако причины неявки не сообщила.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступили возражения на иск, в которых она просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указывает на то, что администрация городского округа «Город Чита» по данному делу является ненадлежащим ответчиком, поскольку Мельник Е.О. в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит, а состоит на указанном учете в администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район».

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Бондаренко И.А., действующей на основании доверенности, в суд поступили возражения на исковое заявление, в которых она просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края, а также указывает на то, что ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Согласно закону Забайкальского края от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей., из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15595,6 тыс. руб., указанные средства перечислены бюджету городского округа «Город Чита» платежным поручением № 11861 от 16.02.2011г., тем самым, расходные обязательства Забайкальского края этой категории в 2011г. исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается именно на органы местного самоуправления, и не может быть возложено на Министерство финансов Забайкальского края. Кроме того, Мельник Е.О. состоит на учете на получение жилой площади в городском поселении «Шилкинское». Просила в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на иск, в которых он указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Кроме того, Мельник Е.РО. не может претендовать на получение жилого помещения в черте г. Читы, поскольку не состоит на учете в качестве нуждающейся в данном муниципальном образовании. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Шилкинской межрайонной прокуратуры, представителей ответчиков.

В судебном заседании истец Мельник Е.О. заявленные требования поддержала, суду пояснила, аналогичное изложенному в иске, дополнив, что в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, она не состоит. В администрацию городского поселения «Шилкинское» с заявлением о снятии с учета, после чего в администрацию городского округа «Город Чита» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не обращалась.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Мельник Евгения Олеговна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее мать БМЮ решением Шилкинскиного районного суда от 17.03.2006г. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением и.о. Главы администрации муниципального района «Шилкинский район» от 28.03.2006г. Мельник Е.О. была помещена в детское государственное учреждение, при этом жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось ввиду отсутствия. В период с 27.05.2005г. по 01.06.2010г. Мельник Е.О. являлась воспитанницей ГОУ «Митрофановский детский дом».

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются после окончания пребывания в образовательном учреждении вне очереди жилой площадью органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту жительства таких детей. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Вместе с тем, согласно предоставленной справке администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Мельник Е.О. состоит в очереди на получение жилой площади при администрации городского поселения «Шилкинское» с 26.10.2006г., номер ее очередь среди сирот 34. При этом, как следует из пояснений самой Мельник Е.О., в администрацию городского поселения «Шилкинское» с заявлением о снятии с учета, после чего в администрацию городского округа «Город Чита» с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мельник Е.О. не обращалась. Ввиду чего, учитывая, что обращение в орган местного самоуправления с целью получения жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный порядок, суд не может возложить на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения в черте муниципального образования лицу, не обратившемуся в данный орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке ст. 52 ЖК РФ.

В силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Исходя из заявленных прокурором требований, администрация городского округа «Город Чита» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Тем не менее, Мельник Е.О. не лишена возможности реализовать свое право путем предъявления требований к органу местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Мельник Евгении Олеговны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, понуждении к финансированию приобретения жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ю.А. Казакевич