2-6035-11 об обязании обеспечечить техническими средствами реабилитации



Дело № 2-6035-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» октября 2011 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,

при секретаре Помулевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края, поданному в интересах Савиной Анны Ивановны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ о возложении обязанности,

установил:

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просил возложить на ответчиков обязанность по обеспечению Савиной А.И., являющейся инвалидом, средством реабилитации – слуховым аппаратом, и обеспечить соответствующее финансирование.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на следующее. Проведенной проверкой по заявлению Савиной А.И. было установлено, что она является инвали<адрес> группы, нуждается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в слуховом аппарате заушного типа (цифровой), включенном в Перечень технических средств реабилитации, утвержденный Правительством РФ ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанное техническое средство инвалиду не предоствлено.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в безвозмездное пользование.

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель утверждает сметы расходов и доходов, распределяет лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ является уполномоченным органом государственной власти, организующим гарантированное государством обеспечение инвалидов ТСР и медицинскими услугами.

Министерство финансов выступает от имени казны РФ.

Министерство социальной защиты населения <адрес> является уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации, осуществляющим переданные ему федеральные полномочия.

Несоблюдение требований федерального законодательства о предоставлении инвалидам ТСР, по мнению прокурора, нарушает социальные права граждан-инвалидов, предусмотренные ФЗ «О социальной защите инвалидов». Следовательно, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав данных граждан.

На основании изложенного прокурор просит обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> обеспечить данного инвалида техническим средством реабилитации в соответствии с её нуждаемостью, а также обязать ответчиков Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ обеспечить финансирование Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет средств казны РФ денежными суммами, необходимыми для обеспечения данного лица слуховым аппаратом.

Прокурор просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Истец Савина, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд также не явился.

Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, определил рассмогтреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> Семенова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и представила отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации.

Заявление Савиной А.И. о предоставлении ей ТРС рассмотрено, принято положительное решение. Указанным выше порядком не предусмотрен срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен ТСР. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется Министерством за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет <адрес> в виде субвенций. Обеспечение инвалидов ТСР производится на основании контрактов, заключенных ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток». Так как министерством государственные контракты на поставку слуховых аппаратов в настоящее время не заключены в силу отсутствия финансирования, просит в иске отказать.

Представитель Управления федерального казначейства по <адрес> Мороз Н.Ю. по доверенности просила в иске отказать, мотивируя тем, что бюджетным законодательством не предусмотрено финансирование Министерством финансов РФ органа исполнительной власти, распорядителем средств является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое и распределяет выделенные МФ РФ денежные средства по субъектам РФ. Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на исполнение указанных полномочий по <адрес> выделено около 155 млн. руб. Истцом не доказано, что выделенных денежных средств недостаточно для исполнения указанных полномочий Министерством социальной защиты населения <адрес>, в связи с чем просит в иске отказать.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета.

С 2010 года федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы <адрес>, о чем заключено соответствующее соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> исполнения переданных полномочий бюджету <адрес> передаются денежные средства в виде субвенций (п.1 ст. 5 Соглашения).

В <адрес>, в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в <адрес> определен соответствующим нормативным актом – Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.1 данного нормативного акта, уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, является Министерство социальной защиты населения <адрес>.

Савина А.И. нуждается в обеспечении ТСР, что подтверждается её индивидуальной программой реабилитации. Заявление истцов об обеспечении её слуховым аппаратом рассмотрено, и она поставлена на учет для получения ТСР в 2011 году (л.д._____).

До настоящего времени истец не получила слуховой аппарат.

Тем самым её права на предоставление установленных законом гарантий не реализованы.

Суд не может принять доводы представителей ответчика о том, что нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого должны быть предоставлены инвалиду ТСР.

Как усматривается из материалов дела, истец обратилась с заявлениям о предоставлении ТРС ДД.ММ.ГГГГ, срок ожидания ТСР составляет уже 5 с половиной месяцев.

С учетом характера ТСР, которое необходимо истцу для ежедневного использования, в данном случае технические средства реабилитации должны быть предоставлены истцу в разумный и возможно более короткий срок.

В противном случае не будет достигнута определенная ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» цель социальной защиты инвалидов – обеспечения им условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, именно Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации, а в соответствии с п.п. 9.11.1. данного нормативного акта, Министерство организует предоставление инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование технических средств реабилитации.

Поэтому надлежащим ответчиком по исковым требованиям об обеспечении ТСР является Министерство социальной защиты населения <адрес>.

Министерство здравоохранения и социального развития, в соответствии с п.п.5.5, 5.6 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций; и организует деятельность по реабилитации инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Однако при рассмотрении исковых требований прокурора о возложении обязанности на указанного ответчика обеспечить финансирование за счет казны РФ денежной суммой, необходимой для приобретения вышеуказанного ТСР, суд обращает внимание на следующее.

В 2011 году предоставление субвенций бюджету <адрес> осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , бюджету <адрес> выделено 85 605, 6 тысяч рублей. Указанный размер субвенции определен в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на основании данных, предоставленных <адрес>м в установленном порядке. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения вышеуказанное Постановление: в позиции, касающейся <адрес>, цифры "85605,6" заменить цифрами "155809,4".

Истцом не доказано, что выделенного размера субвенции недостаточно для осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, в данном случае Савиной А.И.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При установленных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязанности обеспечить финансирование за счет казны РФ Министерства социальной защиты населения <адрес> денежной суммой, необходимой для приобретения ТСР для Савиной А.И.

При наличии финансирования Министерство социальной защиты населения <адрес> в соответствии с Соглашением, заключенном между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Правительства РФ -р, обязано обеспечить Савина А.И. техническими средствами реабилитации. Обратное является нарушением её права на реабилитацию, лишает её возможности социальной адаптации в обществе, ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Прокурор имеет право обратиться в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав граждан (ст. 45 ГПК РФ).

Поэтому исковые требования прокурора о понуждении Министерства социальной защиты населения <адрес> обеспечить Савину А.И. слуховым аппаратом подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения в части обеспечения Савиной А.И. техническим средством реабилитации в 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

От оплаты государственной пошлины ответчики освобождены на основании п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах Савиной Анны Ивановны удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить инвалида Савину Анну Ивановну техническим средством реабилитации - цифровым слуховым аппаратом средней мощности - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В иске к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Б.В.Доржиева