16 ноября 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Иванец С.В., при секретаре судебного заседания Барановой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Терентьевой Галины Александровны, Кабановой Анастасии Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кабановой Ирины Дмитриевны к администрации Центрального административного района города Читы, администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения, установил: Истцы обратились в суд с иском к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма ссылаясь на следующее. С сентября 1994 по ноябрь 2010 Терентьева Г.А. являлась военнослужащей. В 1999 году от ГУ Читинская КЭЧ района ей была распределена квартира <адрес> в городе Чите. В 2007 году в КЭЧ Читинского района она пыталась получить ордер на указанное жилое помещение или заключить договор социального найма. Начальником КЭЧ Читинского района было отказано выдаче таких документов, поскольку решением начальника Читинского гарнизона было разрешено проживать в квартире без заключения договора социального найма. Распоряжением мэра города Читы № 622-р от 31 января 2008 года жилой дом, в котором расположена квартира, передан в муниципальную собственность. Договор социального найма до настоящего времени не заключен. В судебном заседании истцы и их представитель Лиходеева Е.Г. заявленные требования поддержали в полном объеме, дав объяснения, аналогичные доводам иска. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» и администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» Безруких А.В., представив письменные возражения, просила отказать в иске. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что истец Терентьева Галина Александровна являлась военнослужащей Министерства обороны РФ, в связи с чем на неё и членов её семьи – Кабанову А.С. и Кабанову И.Д. распространяет свое действие установленный законодательством особый статус. В силу ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети. Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Как установлено в ходе рассмотрения дела, Терентьева Галина Александровна с 1994 по 2010 год проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ. Решением жилищной комиссии Читинской КЭЧ района ей на состав семьи – 3 человека предоставлена квартира <адрес> в доме № <адрес> в городе Чите. В настоящее время указанная квартира значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита». Однако суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушить прав военнослужащих и членов их семей на получение в пользование освободившегося жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит, что у истцов имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд. Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Признать за Терентьевой Галиной Александровной, Кабановой Анастасией Сергеевной, несовершеннолетней Кабановой Ириной Дмитриевной право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: г. Чита, <адрес>. Обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с Терентьевой Галиной Александровной, Кабановой Анастасией Сергеевной, несовершеннолетней Кабановой Ириной Дмитриевной договор социального найма жилого помещения – квартиры по адресу: г.Чита, <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья С.В. Иванец