д.№2-7506-11 об оспаривании решения избирательной комиссии ГО `Г. Чита`



Дело № 2-7506-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«05» декабря 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

с участием прокурора Чадовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Устинова Сергея Александровича к городской избирательной комиссии городского округа «Город Чита» о признании недействительным и отмене решения, обязании к совершению действий,

УСТАНОВИЛ

Устинов С.А. обратился в суд с заявлением, мотивируя свои требования следующим.

1 марта 2009 года прошли выборы в Думу городского округа №Город Чита» 5 созыва, региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» получило три мандата.

Устинов С.А. является зарегистрированным кандидатом в депутаты от данной партии под седьмым регистрационным номером.

Депутатские мандаты получили кандидаты зарегистрированные в списке под номерами два, три и четыре, так как кандидат под номером один от мандата отказался.

В связи с досрочным прекращением депутатских полномочий депутата ФИО4 17 ноября 2011 года избирательной комиссией городского округа «Город Чита» было принято решение о передаче вакантного депутатского мандата Чумилину А.Г.- первому в порядке очередности зарегистрированному из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатский мандат в списке Забайкальского регионального отделения партии «Справедливая Россия» по общемуниципальному избирательному округу.

Устинов С.А. полагает, что данное решение принято в нарушение требований Закона Читинской области «О муниципальных выборах в Читинской области» от 27.06.2007 года № 949-ЗЧ) ( далее закон Читинской области № 949-ЗЧО), ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающих порядок замещения вакантного депутатского мандата. Так, после проведения выборов от кандидатов в депутаты Добрынина Ю.М. и Чумилина А.Г., зарегистрированных в списке под номером пять и шесть соответственно, в избирательную комиссию поступили заявления об отказе от депутатских мандатов. Положениями закона предусмотрено, что заявление об отказе от получения мандата не подлежит отзыву. Следовательно, избирательная комиссия, по мнению заявителя обязана была рассмотреть заявления Чумилина А.Г., Добрынина Ю.М. об отказе от депутатского мандата и перейти к рассмотрению кандидатуры следующей в списке, т.е. к кандидатуре заявителя и передать ему вакантный депутатский мандат, так как он от участия в распределении мандата не отказывался.

Устинов С.А. просит признать недействительным и отменить решение избирательной комиссии городского округа «Город Чита» от 17 ноября 2011 года о передаче вакантного депутатского мандата, обязать избирательную комиссии городского округа «Город Чита» передать высвободившийся мандат Устинову Сергею Александровичу.

В судебном заседании Устинов С.А., его представитель Бруцер И.А. заявленные требования поддержали, представили дополнительное письменное правовое обоснование заявленных требований.

Представитель избирательной комиссии городского округа «Город Чита» Сысоева С.Ю. полагала требования не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения.

Представитель Чумилина А.Г., регионального отделения политической партии «Справедливая Россия», привлеченных к участию в деле, Лагутин А.В. заявленные требования полагал необоснованными. Пояснил, что заявитель из членов партии исключен, также было принято решение об исключении его из списка кандидатов. После высвобождения депутатского мандата партией было принято решение о передаче мандата Чумилину А.Г. Решения по указанным вопросам направлялись в избирательную комиссию.

Привлеченный к участию в деле Добрынин Ю.М., зарегистрированный кандидат в депутаты Читинской городской Думы представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал что решение о передаче вакантного депутатского мандата Чумилину А.Г. считает правильным.

Выслушав пояснения участников процесса, прокурора полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.

Выборы депутатов Думы городского округа «Город Чита» пятого созыва проводились 1 марта 2009 года. Порядок их проведения был определен ст. 86 Закона Читинской области «О муниципальных выборах в Читинской области» от 27.06.2007 года № 949-ЗЧО. Избирательной комиссией был зарегистрирован общемуниципальный список кандидатов в депутаты Думы городского округа «Город Чита», выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в Забайкальском крае». Согласно данного списка, Устинов С.А. значится под номером семь. По результатам выборов данная партия получила три мандата. Из протокола избирательной комиссии от 3 марта 2009 года установлено, что были избраны депутатами от Забайкальского регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ФИО1, ФИО2, ФИО3 В связи с заявлением ФИО1 от 4.03.2009 года об отказе от распределения депутатского мандата, он был передан следующему по списку кандидату ФИО4, зарегистрированному под номером четыре. Решением избирательной комиссии от 5.03.2009 года был утвержден список избранных депутатов, в число которых вошли ФИО2, ФИО3, ФИО4

Решением Думы 09 года об отказе от райлова А.Н. в Д.О. ла три мандата.тановлено, что атов в депутаты Думы городского округа " городского округа «Город Чита» от 10.11.2011 года полномочия депутата ФИО4 были прекращены досрочно.

Решением избирательной комиссии муниципального образования городской округ «Город Чита» от 17.11.2011 года вакантный депутатский мандат был передан Чумилину А.Г., первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату.

При этом избирательная комиссия руководствовалась нормами Закона Забайкальского края от 6.07.2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае».

Согласно положений ст. 86 закона Читинской области 949-ЗЧО (утратившего силу), действовавшего на момент проведения выборов, зарегистрированный кандидат, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов. Таким образом, нормы данного закона предусматривали возможность отказа от депутатского мандата кандидатов, имевших право на получение депутатского мандата по результатам выборов и только такие заявления об отказе от получения мандата могли быть рассмотрены избирательной комиссией и не подлежат отзыву. В рассматриваемом случае, кандидатами, получившими право на получение депутатского мандата после подведения итогов выборов являлись ФИО1, ФИО2, ФИО3 и соответственно только они могли отказываться от получения мандата. Правом отказа от депутатского мандата воспользовался ФИО1, заявление которого было удовлетворено, депутатский мандат был передан следующему в списке кандидату ФИО4 Из заявлений Чумилина А.Г., Добрынина Ю.М. усматривается, что они отказались от участия в распределении депутатских мандатов, а не от получения мандата. Как установлено, их заявления не рассматривались избирательной комиссией, указанные заявления и не могли в период их поступления нести каких либо последствий, так как указанные кандидаты не имели права получения депутатских мандатов по результатам выборов и соответственно на 4.03.2009 года не могли от них отказаться.

В настоящее время действуют нормы Закона Забайкальского края от 6.07.2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае». Согласно статьи, 97 Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением муниципальных выборов, назначенных до его вступления в силу. Вместе с тем, положения ст. 96 указанного Закона края предусматривают, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного в результате распределения депутатских мандатов между списками кандидатов на выборах, назначенных до вступления в силу настоящего Закона края, замещение вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 84 настоящего Закона края. Положения п. 5 ст. 84 краевого Закона определяют, что если после распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатский мандат из того же списка кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Избирательная комиссия вправе была при принятии оспариваемого решения руководствоваться нормами данного Закона края.

Более того, статья 86 Закона края определяет, что зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по результатам голосования за список кандидатов, в пятидневный срок со дня получения извещения, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе отказаться от получения депутатского мандата, представив в избирательную комиссию муниципального образования соответствующее письменное заявление. В этом случае его депутатский мандат считается вакантным и передается избирательной комиссией другому зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 84 настоящего Закона края.

Таким образом, изложенные положения как 949-ЗЧО так и 385-ЗЗК предусматривают право отказа от депутатского мандата только тех кандидатов, которые имели на него право.

Суд находит доводы представителя избирательной комиссии, изложенные в возражениях на заявление и уточнениях к ним, приведенные в обоснование законности принятого избирательной комиссией решения обоснованными и не противоречащими действующему законодательству. Каких либо нарушений, влекущих незаконность оспариваемого решения судом не установлено.

Вместе с тем, доводы Устинова А.С., его представителя суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании правовых норм.

Таким образом, оснований к признанию незаконным и отмене решения избирательной комиссии не имеется.

При принятии решения суд также принимает во внимание, что решение избирательной комиссией принято с учетом мнения политической партии, по заявлению которой был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Думы городского округа «Город Чита», выдвинутый избирательным объединением «региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в Забайкальском крае».

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Устинова Сергея Александровича о признании недействительным и отмене решения городской избирательной комиссии городского округа «Город Чита» от 17 ноября 2011 года, обязании городской избирательной комиссии городского округа «Город Чита» передать высвободившийся мандат Устинову Сергею Александровичу отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков