о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения



      Дело № 2-5984/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

            31 октября 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Иванец С.В., при секретаре судебного заседания Тепляковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района города Читы в интересах Агеевой Марии Петровны к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

установил:

Прокурор Ингодинского района города Читы в интересах Агеевой М.П. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что решением Центрального районного суда города Читы от 27.12.2010 были удовлетворены исковые требования Агеевой М.П. к администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной однокомнатной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м. На основании данного решения, был выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда не исполнено, администрация городского округа «Город Чита» ссылается на отсутствие денежных средств и отсутствие свободных квартир в жилом фонде. Просил суд взыскать с министерства финансов Забайкальского края стоимость однокомнатной квартиры в размере 1050 000 руб.

В судебном заседании помощник прокурора Черновского района города Читы Ташлыков А.В., Агеева М.П. исковые требования поддержали.

Представитель администрации городского округа «Горд Чита» - Болонкина А.А., представитель правительства Забайкальского края Зотов Д.А., извещённые о месте и времени слушания дела, представили в суд заявления о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. просила отказать в удовлетворении требований, предоставив письменный отзыв на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Читы от 27.12.2010 удовлетворены исковые требования Агеевой М.П. к администрации городского округа «Город Чита». Суд обязал администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Агеевой М.П. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной однокомнатной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м.

Указанное решение вступило в законную силу, не отменено и не изменено.

Центральным районным отделом Управления Федеральной Службы судебных приставов по Забайкальскому краю 16.02.2011 на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда не исполнено, что не оспаривалось сторонами в суде.

Как усматривается из материалов дела, администрация городского округа «Город Чита» свободными жилыми помещениями необходимой площади для исполнения решения Центрального районного суда города Читы от 27.12.2010 не располагает л.д._______).

Центральным районным отделом города Читы УФССП России по Забайкальскому краю представлен отчет о неисполнении решения Центрального районного суда города Читы от 27.12.2010 о предоставлении жилого помещения Агеевой М.П. в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободных благоустроенных жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд полагает требование прокурора Ингодинского района города Читы в интересах Агеевой М.П. о взыскании с министерства финансов Забайкальского края денежных средств за счет средств казны Забайкальского края, эквивалента стоимости однокомнатной квартиры площадью не менее 25 кв.м. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В силу статьи 5 названного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 этого Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения Центрального районного суда города Читы от 27.12.2010 из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» фактически выделялись денежные средства для приобретения жилого помещения Агеевой М.П., представителем министерства финансов Забайкальского края не представлено. В связи с этим оснований для отказа в удовлетворении требований не имеется, поскольку обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения истцу без выделения денежных средств на указанные цели министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает, что согласно представленной справке ООО «МП Правовед» средняя рыночная стоимость 1 кв.м. благоустроенного жилья на вторичном рынке города Читы составляет 42000 рублей. Следовательно, в пользу Агеевой М.П. для приобретения квартиры подлежит взысканию денежная сумма в размере 1050000 рублей.      

Доводы министерства финансов Забайкальского края о том, что стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья составляет 36250 руб. суд находит не состоятельными, поскольку решение суда будет неисполнимо в части приобретению жилья, в связи с отсутствием на рынке недвижимости жилых помещений установленной стоимостью.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования прокурора Ингодинского района города Читы в интересах Агеевой Марии Петровны к министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Во исполнение решения Центрального районного суда города Читы от 27.12.2010взыскать с министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу Агеевой Марии Петровны <данные изъяты> (один миллион пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

             Судья С.В. Иванец