2-4862/2011 признание действий незаконными



Дело № 2-4862-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.

при секретаре Кравцовой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в интересах неопределенного круга потребителей к открытому акционерному обществу «Ростелеком» о признании действий незаконными, прекращении действий,

У с т а н о в и л :

Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц потребителей, ссылаясь на следующее. Согласно тарифам Забайкальского филиала ОАО «Ростелеком» установлена плата в размере 6 рублей за предоставление информационной справки о номерах абонентов квартирного сектора, об адресах и телефонах предприятий. По мнению истца, взимание платы за предоставляемые оператором связи информационно-справочные услуги является неправомерным, поскольку в силу п. 15 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, оператор связи, оказывающий услуги местно телефонной связи, предоставляет бесплатно и круглосуточно в том числе информационно-справочные услуг по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица). В нарушении Правил оператором связи взимается плата за предоставление указанной справки. Истец просит признать действия ОАО «Ростелеком» противоправными, противоречащими действующему законодательству в части взимания платы с абонентов, пользователей услуг телефонной связи за предоставление информационной справки (09) о номерах абонентов квартирного сектора и предприятий на территории Забайкальского края; обязать ОАО «Ростелеком» прекратить вышеуказанные противоправные действия на территории Забайкальского края; обязать ОАО «Ростелеком» при удовлетворении требований Управления в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.

В судебном заседании представители истца Пономарев П.А., Рогова Т.К., действующие на основании доверенностей, исковые требование поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «Ростелеком» Белобородова Н.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что в соответствии с п. 14 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи в системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги. В соответствии с п. 19 Правил оператор связи самостоятельно определяет перечень и время предоставления платных информационно-справочных услуг. Платная услуга по выдаче справке предоставляется оператором по неполным данным и оказывается лишь с согласия звонившего. Когда звонивший предоставляет полную информацию об абоненте, услуга информационно-справочного обслуживания оказывается ему бесплатно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 44 ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Пунктом 12 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 установлено, что оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи.

В системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги (пункт 14 Правил).

Пунктом 15 вышеназванных Правил определено, что оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги: а) выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица), о тарифах на услуги местной телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента и о местном времени; б) вызов бюро ремонта сети местной телефонной связи; в) прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию услугами телефонной связи; г) предоставление информации, связанной с оказанием универсальных услуг связи.

В судебном заседании установлено, что ответчик ОАО «Ростелеком» оказывает неопределенному кругу лиц потребителей на территории Забайкальского края услуги телефонной связи.

Тарифами Забайкальского филиала ОАО «Ростелеком», пунктом 4 утверждена плата за справочно-информационные услуги, а именно за информационные справки по телефону о номерах абонентов квартирного сектора (п.4.1.1.) – 6 рублей, за справки по адресам, телефонам предприятий (п.4.1.2.) – 6 рублей. В примечании к п. 4.1. установлено, что плата взимается при предоставлении неполной информации о запрашиваемом абоненте.

Таким образом, ответчиком на территории Забайкальского края предоставляются за плату информационно-справочные услуги: выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) в зависимости от полученной неполной информации об абоненте.

Вместе с тем, законодателем не установлено каких-либо ограничений перечня бесплатных информационно-справочных услуг, предоставляемых оператором исходя из полных либо неполных данных, предоставляемых об абоненте. Выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) должна осуществляться бесплатно.

В связи с чем действия ответчика в части установления платы за предоставление информационно-справочной услуги о номерах абонентов квартирного сектора и предприятий на территории Забайкальского края нельзя признать законными. Указанные противоправные действия подлежат прекращению.

Статьей 46 ФЗ «О защите прав потребителей» определено, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия ОАО «Ростелеком» в части взимания платы с абонентов, пользователей услуг телефонной связи за предоставление информационной справки (09) о номерах абонентов квартирного сектора и предприятий на территории Забайкальского края незаконными.

Обязать ОАО «Ростелеком» прекратить действия по взиманию платы с абонентов, пользователей услуг телефонной связи за предоставление информационной справки (09) о номерах абонентов квартирного сектора и предприятий на территории Забайкальского края.

Обязать ОАО «Ростелеком» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.