№ 2-4259-11 решение по иску прокурора Ингодинского района в интересах Глотовой, Вдовиной и др о предоставлении жилья



Дело № 2-4259-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2011г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.А.,

при секретаре                              Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Вдовиной Любови Матвеевны, Глотова Всеволода Александровича, Глотовой Елены Сергеевны, Наливайко Виктории Сергеевны, Вдовина Сергея Николаевича, Литвинцевой Веры Андреевны, Аксеновой Надежды Матвеевны, Аксеновой Юлии Васильевны, Аксенова Леонида Васильевича, Ждановой Татьяны Николаевны, к администрации городского округа «город Чита», администрации Ингодинского района городского округа «город Чита» о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л :

     Прокурор Ингодинского района г.Читы обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Решениями межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> <адрес> в <адрес> признаны непригодными для проживания и не подлежащими капитальному ремонту и реконструкции в связи с несоответствии требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Согласно лицевому счету нанимателя, в <адрес> в <адрес> проживают Вдовина Л.М., Вдовин С.Н.., Глотова Е.С., Наливайко В.С., Глотов В.А., в <адрес> в <адрес> – Жданова Т.Н., в <адрес> в <адрес> – Литвинцева В.А., в <адрес> в <адрес> – Аксенова Н.М., Аксенова Ю.В. и Аксенов Л.В. Последние включены в список граждан, подлежащих расселению из ветхого и непригодного жилья, однако, до настоящего времени другим жильем, отвечающим соответствующим техническим и строительным нормам, не обеспечены. Прокурор Ингодинского района г.Читы просил обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить Вдовиной Л.М., Глотову В.А., Глотовой Е.С., Наливайко В.С. и Вдовину С.Н. во внеочередном порядке равноценную занимаемой, общей площадью не менее 48,1 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям благоустроенную квартиру, Ждановой Т.Н. – квартиру общей площадью не менее 31, 2 кв.м., Литвинцевой В.А. – квартиру общей площадью не менее 49,4 кв.м., Аксеновой Н.М., Аксеновой Ю.В. и Аксенову Л.В. – квартиру общей площадью не менее 49,3 кв.м.

     В судебном заседании прокурор Вецина Т.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила изложенное выше, дополнив, что администрацией городского округа «город Чита», а также администрацией Железнодорожного административного района городского округа «город Чита» на протяжении длительного времени не решается вопрос о предоставлении истцам во внеочередном порядке соответствующих жилых помещений, чем допускается нарушение их жилищных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

      Истцы Вдовина Л.М., Вдовин С.Н., Жданова Т.Н. и Аксенова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержали. Суду пояснили, что занимаемые ими в настоящее время квартиры находятся в таком техническом состоянии, которое создает ежедневно угрозу их жизни и здоровью. Зимой настолько низкая температура, что не позволяет находиться в легкой одежде, промерзают углы и стены, двери и оконные рамы плотно не закрываются. Пол проваливается, с потолка при выпадении сезонных осадков течет вода. Принимаемые ими меры к проведению ремонта каких-либо результатов практически не дают. Несмотря на принятие решений о признании их домов непригодными для проживания и не подлежащими капитальному ремонту и реконструкции органами местного самоуправления никаких мер по их расселению не принимается. Просили исковые требования удовлетворить.

     Истцы Аксенова Н.М., Глотова Е.С., Наливайко В.С., Литвинцева В.А., извещенные о дате слушания дела в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

     Представитель администрации городского округа «город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Суду пояснила, что для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодателем предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, а именно, при наличии права пользования жилым помещением, пришедшим в негодность, признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, то есть не имеющим иного жилья, и признании гражданина малоимущим, то есть не способным приобрести жилое помещение. Истцы, в интересах которых прокурор Ингодинского района г.Читы обратился в суд с иском, в установленном законом порядке не признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений, что лишает их права требования предоставления жилья во внеочередном порядке. Кроме того, пояснила, что администрация городского округа «город Чита» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений наделены администрации районов городского округа «город Чита», в данном случае, администрация Ингодинского административного района городского округа «город Чита». Просила в удовлетворении иска отказать.

       Представитель привлеченной к участию в разбирательстве по делу в качестве ответчика администрации Ингодинского административного района городского округа «город Чита» Снежевская Е.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие совокупности юридических фактов, имеющих отношение к субъекту права: подтверждение права пользования гражданином жилым помещением, пришедшим в негодность; признание гражданина нуждающимся в жилом помещении - отсутствие иного жилого помещения; признание гражданина малоимущим, т.е. неспособным приобрести жилое помещение. В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам Аксенова Н.М., Аксенова Ю.В. и Аксенов Л.В., Вдовина Л.М., Глотова Е.С., Наливайко В.С., Вдовин С.Н. включены в список граждан, подлежащих расселению во внеочередном порядке в связи с признанием квартиры непригодной для проживания на основании распоряжения Мэра города Читы, однако, их семьи малоимущими не признаны. В соответствии с решением общественной комиссии по признанию граждан малоимущими Жданова Т.Н. признана малоимущей на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 04.02.2011г. Жданова Т.Н. поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, с отнесением во внеочередной список очередников на получение жилья в связи с признанием квартиры непригодной для проживания. В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 28.12.2009г. Литвинцева В.А. включена в список граждан, подлежащих расселению во внеочередном порядке в связи с признанием квартиры непригодной для проживания, состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с 1970 года. Однако, в настоящее время администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» не имеет возможности предоставить вышеуказанным гражданам из вторичного жилого фонда жилые помещения, отвечающие санитарно-техническим нормам, в связи с отсутствием свободного жилья. Просила в удовлетворении иска отказать.

     Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, истцы Вдовина Л.М., Глотов В.А., Глотова Е.С., Наливайко В.С., Вдовин С.Н. являются нанимателями <адрес> в <адрес>, истец Литвинцева В.А. – <адрес> в <адрес>, истцы Аксенова Н.М., Аксенова Ю.В. и несовершеннолетний Аксенов Л.В. – <адрес> в <адрес> (л.д.________).

     Истица Жданова Т.Н. является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес> (л.д._________).

     Из материалов дела также усматривается, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартиры № <адрес> в <адрес> признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не пригодными для проживания, а также не подлежащими капитальному ремонту и реконструкции (л.д._____).

     Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания в связи с физическим износом здания в целом, квартиры № в <адрес> в <адрес>. Кроме того, указанные квартиры признаны не подлежащими капитальному ремонту и реконструкции (л.д._______).

     Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ также признана непригодной для проживания <адрес> в <адрес> (л.д._______).

     Распоряжениями мэра <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ и -р от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванные решения межведомственной комиссии утверждены (л.д.___________).

     Распоряжениями Главы администрации Ингодинского административного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно Вдовина Л.М. (состав семьи 4 человека), Жданова Т.Н., Литвинцева В.А. и Аксенова Н.М. (состав семьи 3 человека) включены в список граждан, подлежащих расселению во внеочередном порядке в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания (л.д.______________________).

     В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истцы, иного жилья, в том числе, в собственности, не имеют (л.д._____________________).

     В силу ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное помещение по договору социального найма.

     В силу ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам, выселяемым по указанным основаниям, жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

     При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ингодинского района г.Читы, заявленные в интересах истцов Вдовиной Л.М., Глотова В.А., Глотовой Е.С., Наливайко В.С., Вдовина С.Н., Ждановой Т.Н., Литвинцевой В.А., Аксеновой Н.М., Аксеновой Ю.В. и Аксенова Л.В. в соответствии с законоположениями п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494), об обязании предоставить указанным истцам на состав семьи иные жилые помещения, по мнению суда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

     Учитывая, что жилищный фонд городского округа «город Чита» находится в ведении администрации городского округа «город Чита», суд находит, что обязанность предоставления истцам других жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания подлежит возложению на администрацию городского округа «город Чита».

     При этом суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что исковые требования прокурора не могут быть удовлетворены, поскольку истцы в установленном порядке не признаны малоимущими и не состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, им не может быть предоставлено иное жилье во внеочередном порядке. При этом суд исходит из следующего.

             Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

     Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

     В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

     Таким образом, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

     Реализуя эту конституционную обязанность, законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

     Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

     При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

     Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

     Исходя из единства сложившейся судебной практики, закрепленной в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2009г., согласно которому, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

     Как указано выше, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что истцы, в интересах которых прокурором Ингодинского района г.Читы заявлены исковые требования о предоставлении жилых помещений, иного жилья, в том числе, в собственности, не имеют.

     Доказательств того, что последние не подлежат отнесению к числу малоимущих граждан, стороной ответчика суду также не представлено.

     Данные обстоятельства, по мнению суда, позволяют суду принять решение о возложении на администрацию городского округа «город Чита» обязанности предоставить истцам другие жилые помещения во внеочередном порядке.

     В силу п.1 и п.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение у собственника, по общему правилу, может быть изъято путем выкупа, предоставление же собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

     Согласно постановлению мэра г.Читы № 252 от 22.12.2009г., администрацией городского округа «город Чита» полномочия по учету граждан и расселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, переданы администрации Ингодинского административного района городского округа «город Чита» (л.д._________).

     Как указано выше, постановлением Главы администрации Ингодинского административного района городского округа «город Чита» № 38 от 04.02.2011г. утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам о постановке Ждановой Т.Н. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения в вязи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания (л.д.____________).

     Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией городского округа «город Чита» в лице администрации Ингодинского района городского округа «город Чита» фактически дано согласие на предоставление истице Ждановой Т.Н. иного жилого помещения взамен признанного непригодными для проживания.

     Таким образом, исходя из размера занимаемых истцами жилых помещений, признанных непригодными для проживания, согласно представленной КГУП «Забайкальское БТИ» технической документации (л.д._____________________), на администрацию городского округа «город Чита», по мнению суда, подлежит возложению обязанность предоставить жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам и правилам, в пределах г.Читы по договором социального найма семье в составе Вдовиной Л.М., Глотова В.А., Глотовой Е.С., Наливайко В.С. и Вдовина С.Н. помещение общей площадью не менее 49,0 кв.м.; семье в составе Аксеновой Н.М., Аксеновой Ю.В. и Аксенова Л.В. жилое помещение общей площадью не менее 49,0 кв.м.

     После предоставления других жилых помещений договоры социального найма с Вдовиной Л.М., Глотовым В.А., Глотовой Е.С., Наливайко В.С. и Вдовиным С.Н. на жилое помещение – <адрес> в <адрес>, с Литвинцевой В.А. – на <адрес> в <адрес>, с Аксеновой Н.М., Аксеновой Ю.В. и Аксеновым Л.В. – на <адрес> надлежит расторгнуть.

     В отношении истицы Ждановой Т.Н. подлежит возложению обязанность предоставления в собственность жилого помещения в пределах <адрес>, отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 31,2 кв.м.

     Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора Ингодинского района г.Читы к администрации городского округа «город Чита» удовлетворить.

     Обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в пределах города Читы взамен занимаемого Вдовиной Любови Матвеевне, Глотову Всеволоду Александровичу, Глотовой Елене Сергеевне, Наливайко Виктории Сергеевне и Вдовину Сергею Николаевичу общей площадью не менее 49,0 кв.м.; Литвинцевой Вере Андреевне – общей площадью не менее 44,9 кв.м.; Аксеновой Надежде Матвеевне, Аксеновой Юлии Васильевне и Аксенову Леониду Васильевичу – общей площадью не менее 49,0 кв.м.; Ждановой Татьяне Николаевне – в собственность жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в пределах г.Читы общей площадью не менее 31,2 кв.м.

     По предоставлении иных жилых помещений взамен занимаемых договоры социального найма с Вдовиной Любовью Матвеевной, Глотовым Всеволодом Александровичем, Глотовой Еленой Сергеевной, Наливайко Викторией Сергеевной и Вдовиным Сергеем Николаевичем на жилое помещение - <адрес> в <адрес>, с Литвинцевой Верой Андреевной - на <адрес> в <адрес>, с Аксеновой Надеждой Матвеевной, Аксеновой Юлией Васильевной и Аксеновым Леонидом Васильевичем - на <адрес> в <адрес> расторгнуть.

     В удовлетворении иска к администрации Ингодинского административного района городского округа «город Чита» отказать.

     Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Читы.

Судья:                                                  Журавлева Н.А.