№ 2-5032-11 решение по иску Дюрягина о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5032-2011

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.А.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Дюрягина Алексея Александровича, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,

У С Ь А Н О В И Л :

Дюрягин А.А. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Он относится к категории лиц из числа детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ в силу того, что его мать ФИО8. умерла, а сведений об отце не имеется. Его опекуном до достижения им совершеннолетнего возраста была назначена его бабушка ФИО5, с которой он проживает и в настоящее время в принадлежащей ей на праве собственности квартире. С ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Просил обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить ему благоустроенное жилое помещение в г.Чите по договору социального найма площадью на состав семьи из одного человека.

В судебном заседании истец Дюрягин А.А. и его представитель Ершов С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали. Суду пояснили изложенное выше, что ДД.ММ.ГГГГ Дюрягин А.А. окончил среднюю школу, получил среднее образование, в июне 2011г. окончил Профессиональное училище . В настоящее время из-за отсутствия иного жилья проживает у бабушки ФИО5 в принадлежащей ей на праве собственности квартире площадью 62 кв.м., где помимо самого Дюрягина А.А. и его бабушки, проживают еще три человека: сыновья ФИО5 и её мать. Органами местного самоуправления, а также Правительством Забайкальского края, на которые возложена обязанность по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, каких-либо мер по предоставлению Дюрягину А.А. жилья не принято, несмотря на то, что он имеет право на предоставление жилья во внеочередном порядке. Просили исковые требования удовлетворить.

Ответчик администрация городского округа «город Чита», извещенный о дате слушания дела, в суд своего представителя не направил, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве исковые требования не признал, мотивируя тем, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрации городского округа «город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью. Вместе с тем, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления указанными государственными полномочиями должно осуществляться за счет предоставляемых бюджету городского округа «город Чита» субвенций из бюджета Забайкальского края. Однако предусмотренных на плановый 2010-2011г.г. средств в рамках выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья указанным выше гражданам явно недостаточно, поскольку в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья зарегистрировано более 2000 детей-сирот. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах установленной нормы предоставления, обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями в полном объеме не представляется возможным.

Привлеченные к участию в разбирательстве по делу в качестве соответчиков Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, извещенные о дате слушания дела, в суд своих представителей также не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Забайкальского края в представленных возражениях исковые требования не признало, ссылаясь на то, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой, не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади. Обязанность обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции на реализацию переданных им государственных полномочий по предоставлению жилья указанной категории лиц. В 2011г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в Забайкальском крае предусмотрены денежные средства в размере 50638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «город Чита» перечислено 15595 600 руб. Не оспаривая право Дюрягина А.А. на обеспечения жильем во внеочередном порядке, указанный ответчик просил у в удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края отказать.

Министерство финансов Забайкальского края в предоставленном отзыве исковые требования также не признало, мотивируя тем, что обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию городского округа «город Чита». Финансовое обеспечение осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округам субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в установленном порядке. Средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011г. на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, перечислены в бюджет городского округа «город Чита» в полном объеме. Обязанность предоставления Дюрягину А.А. предоставить жилье не может быть возложена на Министерство финансов Забайкальского края как на финансовый орган, в компетенцию которого не входит принятие решений о предоставлении жилья и заключение договоров найма.

Выслушав доводы истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, истец Дюрягин А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, собственного жилья не имеет, состоит на учете в администрации городского округа «город Чита» как нуждающийся в получении жилого помещения, на день рассмотрения дела имеет учетный номер 1972 (л.д._______).

В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после их возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Дюрягина А.А., в чью обязанность входит обеспечение его жилым помещением, является администрация городского округа «город Чита».

Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия администрацией городского округа «город Чита» Дюрягина А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, обязанность предоставить Дюрягину А.А. жилое помещение надлежит возложить на администрацию городского округа «город Чита».

Ссылки представителя администрации городского округа «город Чита» на недостаточность финансирования, не позволяющую приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не могут быть приняты судом как доказательства наличия обстоятельств, освобождающих орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.

Согласно Решению Думы городского округа «город Чита» № 185 от 10.11.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «город Чита», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека составляет не менее 25 кв.м.

Таким образом, Дюрягин А.А. должен быть обеспечен администрацией городского округа «город Чита» жилым помещением в виде благоустроенной квартиры общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Вместе с тем, учитывая, что в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, соответствии со ст.8 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансируются за счет средств бюджета края, а в силу ст.8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009г. № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края, организация исполнения которого возлагается на Министерство финансов Забайкальского края, суд находит необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность в случае невозможности предоставления Дюрягину А.А. жилого помещения по причине отсутствия свободного жилого фонда обеспечить финансирование расходов по приобретению для Дюрягина А.А. жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Дюрягина Алексея Александровича удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить Дюрягину Алексею Александровичу жилое помещение в виде однокомнатной благоустроенной квартиры в г.Чите, отвечающей санитарным и техническим нормам, площадью не менее 25 кв.м. на условиях социального найма.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в случае невозможности предоставления Дюрягину Алексею Александровичу жилого помещения по причине отсутствия свободного жилого фонда обеспечить финансирование расходов по приобретению жилья для Дюрягина Алексея Александровича за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Журавлева Н.А.