2-6061/2011 предоставление жилого помещения



Дело № 2-6061-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района в интересах Литвяк Елены Эдуардовны, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, в интересах Литвяк Е.Э., просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Литвяк Е.Э. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м общей площади, отвечающее социальным нормам, ссылаясь на то, что истец Литвяк Е.Э. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 2002 года, однако до сих пор жилье ему не предоставлено. Кроме того, прокурор просит обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление указанное жилой площади.

В судебном заседании помощник прокурора Вецина Т.А., истица Литвяк Е.Э. исковые требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Болонкина А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление следует, что ответчик исковые требования не признает, ссылалась на то, что администрация городского округа «Город Чита» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями, является государственным полномочием субъекта РФ. Законом Забайкальского края от 16.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, жилой площадью», а также абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет субвенций бюджетам муниципальных образований и городских округов, предоставляемых из бюджета края. численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление. Кроме того, представила возражения на исковое заявление, в соответствии с которым исковые требования не признала, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Министерство же финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья нуждающимся.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, представил возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Литвяк Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, отец ЛЭИ лишен родительских прав, мать БВА находится в розыске. Жилое помещение за ней не закреплялось. Ввиду чего предоставление Литвяк Е.Э. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно справке управления строительства, транспорта и связи администрации городского округа «Город Чита» от 07.12.2010 года Литвяк Е.Э. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, учетный номер 120. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, как и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Указанные же ответчиком доводы относительно не соблюдения Правительством Забайкальского края порядка передачи своих полномочий администрации городского округа «Город Чита» в части обеспечения жильем детей-сирот, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора и подлежат оспариванию в ином порядке.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Литвяк Елене Эдуардовне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Литвяк Е.Э. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.