№ 2-5459-11 решение по иску Черкашиной о предоставлении жилья



Дело № 2-5459-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.А.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Черкашиной Алены Вячеславовны, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Черкашина А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО5 и отец ФИО9 на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. В соответствии с постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была определена в детское государственное учреждение – <данные изъяты>, где проживает до настоящего времени, так как собственного жилья не имеет. Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем, однако, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Просила обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма площадью не менее установленной нормы.

В ходе судебного разбирательства судом в качестве соответчиков привлечены Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

В судебном заседании Черкашина А.В. и её представитель Кириллова О.А., действующая в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Суду пояснили изложенное выше.

Ответчик администрация городского округа «город Чита», извещенный о дате слушания дела, в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве исковые требования не признал, мотивируя тем, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями являются государственными полномочиями субъекта РФ и обеспечиваются органами власти субъекта РФ. Данное государственное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрация городского округа «город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью. Вместе с тем, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления указанными государственными полномочиями должно осуществляться за счет предоставляемых бюджету городского округа «город Чита» субвенций из бюджета Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу «город Чита» предусмотрены денежные средства в сумме 15603,7 тыс. руб. Однако предусмотренные субвенции в бюджет городского округа не поступали.

Ответчики Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, извещенные о дате слушания дела, в суд своих представителей не направили, также просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В предоставленном суду отзыве на заявленные исковые требования ответчик Правительство Забайкальского края исковые требования не признал, мотивируя тем, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции на реализацию переданных им государственных полномочий по предоставлению жилья указанной категории лиц. В 2011г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в Забайкальском крае предусмотрены денежные средства в размере 50638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «город Чита» перечислено 15595 600 руб. Просил у в удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края отказать.

Ответчик Министерство финансов Забайкальского края в предоставленном отзыве исковые требования не признал, мотивируя тем, что обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию городского округа «город Чита». Финансовое обеспечение осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округам субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в установленном порядке. Средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2010г. на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, перечислены в бюджет городского округа «город Чита» в полном объеме.

Выслушав доводы прокурора, истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, истица Черкашина А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была определена в детское государственное учреждение. Жилая площадь за Черкашиной А.В. не закреплялась в связи с отсутствием её у родителей (л.д._______).

Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Черкашина А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д._______).

В июне 2011г. окончила обучение в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении <данные изъяты>

До настоящего времени жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет (л.д._______________).

В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после их возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Черкашиной А.В., в чью обязанность входит обеспечение её жилым помещением, является администрация городского округа «город Чита».

Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия администрацией городского округа «город Чита» Черкашиной А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, обязанность предоставить Черкашиной А.В. жилое помещение надлежит возложить на администрацию городского округа «город Чита».

Ссылки представителя администрации городского округа «город Чита» на недостаточность финансирования, не позволяющую приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не могут быть приняты судом как доказательства наличия обстоятельств, освобождающих орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.

Согласно Решению Думы городского округа «город Чита» № 185 от 10.11.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «город Чита», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека составляет не менее 25 кв.м.

Таким образом, Черкашиной А.В. должна быть обеспечена администрацией городского округа «город Чита» жилым помещением в виде благоустроенной квартиры общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Вместе с тем, учитывая, что в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, соответствии со ст.8 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансируются за счет средств бюджета края, а в силу ст.8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009г. № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края, организация исполнения которого возлагается на Министерство финансов Забайкальского края, суд находит необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность в случае невозможности предоставления Черкашиной А.В. жилого помещения по причине отсутствия свободного жилого фонда обеспечить финансирование расходов по приобретению для Черкашиной А.В. жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Черкашиной Алены Вячеславовны удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить Черкашиной Алене Вячеславовне жилое помещение в виде однокомнатной благоустроенной квартиры в г.Чите, отвечающей санитарным и техническим нормам, площадью не менее 25 кв.м. на условиях социального найма.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в случае невозможности предоставления Черкашиной Алене Вячеславовне жилого помещения по причине отсутствия свободного жилого фонда обеспечить финансирование расходов по приобретению жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Журавлева Н.А.