о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-5634-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего Калашниковой Т.А.,

при секретаре Страмиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Улькиной Светланы Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,

У с т а н о в и л :

Истица обратилась в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. 27.07.2009г. истица обратилась в пенсионный орган с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Протоколом и.о. начальника Управления Пенсионного фонда № 3230 от 31.12.2009г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Улькиной С.В. отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа работы, так как должность организатора внеклассной внешкольной работы не предусмотрена законодательством.

Истец считает отказ ПФР неправомерным просит: включить период работы Улькиной С.В. с 23.01.1991 по 31.08.1995г. в стаж педагогической деятельности дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) и назначить Улькиной С.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 27.07.2009г. – с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, представив

письменный отзыв(л.д.______).

Выслушав мнение сторон, показания свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, исследовав материалы деля, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На момент обращения в пенсионный орган Улькина С.В. имеет страховой стаж - 26 лет 10 мес. 22 дня и специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности – 20 лет 5 мес.18 дней.

Период с 23.01.1991 по 31.08.1995г. исключен пенсионным органом из специального стажа Улькиной С.В., когда она работала в должности организатора внешкольной и внеклассной работы в средней школе №15.

Пенсионным органом в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Улькитной С.В. отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа работы, так как должность организатора внешкольной и внеклассной работы не предусмотрена законодательством.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом(часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а

лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Пункт 3 Правил устанавливает, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ № 781.

Пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 определил, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 Списка профессий и должностей работников

народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на указанную пенсию имеют лица, работающие в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют лица, работающие в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

Наименование должности «организатор внеклассной работы» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Согласно утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года № 24 квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми имел в спорный период следующие должностные обязанности:

- Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Организует учебу актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Оказывает методическую помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Организует обмен опытом работы классных руководителей, обобщает и распространяет передовой опыт воспитательной работы. Устанавливает связь с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий. Организует вовлечение учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, поддерживает связь с руководителями этих кружков и секций.

- Должен знать: постановления и решения партии, правительства, ЦК ВЛКСМ, приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по организации и совершенствованию учебно-воспитательной работы школы; советскую педагогику и педагогическую психологию; содержание и методы воспитательной работы; основы трудового законодательства.

В Сводной ведомости тарификации работников административного и учебно-вспомогательного персонала школ (Приказ Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94 (ред. от 08.06.1990) других должностей, кроме как «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», не имеется.

Также в общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. № 016 (дата введения с 1 января 1987 года) предусмотрена работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Как следует из письма из Министерства просвещения СССР ото 19 июня 1967 года № 52-М «Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми», в связи с поступающими запросами по поводу введения в школах должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми Министерство просвещения СССР сообщает следующее:

- должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вводится во всех средних школах и школах-интернатах, в том числе и вновь открываемых, если типовыми штатами предусмотрена в них должность заместителя директора по производственному обучению;

- в школах, имеющих производственную базу для трудового и политехнического обучения, а также необходимые условия для получения профессии учащимися IX - X классов по той или иной специальности, может быть сохранена должность заместителя директора по производственному обучению. В этом случае должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы не вводится.

- Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми назначается по представлению директора школы районным (городским) отделом народного образования из числа лиц, имеющих законченное высшее образование, как правило, педагогическое, и опыт работы с детьми. Назначение его на должность согласовывается с РК (ГК) КПСС.

- Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми осуществляет свою деятельность под руководством директора школы и в тесном контакте с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и с общественными организациями школы.

- Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми несет ответственность за организацию воспитательного процесса во внеурочное время. Наряду с директором школы и его заместителями осуществляет руководство деятельностью педагогического коллектива школы по формированию коммунистического мировоззрения школьников, воспитанию коммунистического отношения к учению, труду, развитию нравственных и эстетических качеств и физическому совершенствованию.

В этих целях организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми:

- организует и направляет деятельность учителей I - IV и классных руководителей V - X классов по воспитательной работе с учащимися во внеурочное время как в школе, так и вне ее;

- планирует внеклассную и внешкольную работу и совместно с учителями начальных классов, классными руководителями и другими педагогическими работниками школы обеспечивает ее выполнение;

- опирается во всей своей деятельности на комсомольскую и пионерскую организации;

- организует и координирует внеклассную и внешкольную работу с учащимися, привлекая к этой работе культурно-просветительные учреждения, общественные и спортивные организации предприятий, ЖЭКов, совхозов, колхозов в микрорайоне деятельности школы;

- совместно с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе, старшим пионерским вожатым, родительским комитетом, советами содействия семье и школе привлекает родителей, деятелей науки, техники, искусства, спорта, новаторов производства и других представителей общественности для непосредственной воспитательной работы с учащимися во внеурочное время;

- совместно с заместителями директора школы организует работу по профессиональной ориентации учащихся;

- максимально использует для воспитательной работы с детьми и подростками материальную базу школы и других объектов микрорайона (дома культуры, спортивные залы, стадионы и т.д.);

- поддерживает тесные связи с партийными, советскими, комсомольскими, профсоюзными органами по вопросам воспитания учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми:

- пользуется всеми льготами и преимуществами, установленными для заместителей директоров школ, коммунальными услугами, продолжительностью очередных отпусков, пенсионным обеспечением и др.

Выходной день и время отпуска организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми устанавливается директором по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных условий работы школы.

Должностные оклады организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми устанавливаются на уровне окладов заместителей директоров по учебно-воспитательной работе с учетом контингента учащихся с I по X (XI) классы.

Данные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые в спорный период работали с истицей. Они пояснили, что истица в спорный период работала с детьми, поскольку ее должность предполагает работу только с детьми, работа направлена на осуществление воспитательного процесса не только внутри класса, школы, но и внеклассной и внешкольной работы. Это проведение сборов(пионерских, комсомольских), олимпиад по предметам, конкурсов, спортивных соревнований, как внутри школы так и городских, и областных. Организовывала летний отдых детей. На базе школы № проводились такие мероприятия как «Зарница» и «Отвага», направленные на воспитание патриотических чувств детей. Истица в школе создала «Кенонскую флотилию», как альтернатива пионерской организации. В школе под ее руководством созданы были различные клубы по интересам, такие как «Робинзон» (туризм), «Клуб джентельменов» для мальчиков, «Интеллектуальный клуб», «Клуб семицветик» для детей начальной школы, «Клуб Родничок» для творчески одаренных детей. На базе школы №, при содействии института усовершенствования учителей, была организована площадка для обмена опытом по организации работы с одаренными детьми.

У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, которые подтверждены копиями их трудовых книжек.

ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет, что правовое значение для определения стажа, дающего право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, имеет вид деятельности, а не правовой статус учреждения», в котором трудился работник.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений»

предусмотрены в п.1.1. среди общеобразовательных учреждений «школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности: «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «заведующий учебной частью», «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми», «воспитатель в группе продленного дня», «учитель».

Действительно в разделе «Наименование должностей» Списка № 781 от 29.10.2002 года не предусмотрена должность – «организатор внеклассной и внешкольной работы». Однако в период работы истицы в данной должности дает право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку она работала именно с детьми и несоответствие записи в трудовой книжке, произведенной работодателем, не может ставиться в вину истицы и не могут нарушаться ее пенсионные права.

Исходя из указанных выше обстоятельствах истица в период 23.01.1991г. по 31.08.1995г. осуществляла педагогическую деятельность, занималась внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми, а в трудовой книжке Улькиной С.В. содержатся неправильные, ошибочные и неточные данные в наименовании должности в указанный период ее работы, так как не соответствуют наименованию должности: «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», указанной в общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. № 016 и других указанных выше документах.

Должностные обязанности истицы на должности организатора внеклассной работы совпадают с обязанностями должности организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми. Тем самым, период работы Улькиной С.В. с 23.01.1991г. по 31.08.1995 г. должен быть включен в стаж педагогической деятельности дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как в указанный период она занималась внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми.

Таким образом, дополнительно, подлежит зачету для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установленный в судебном заседании специальный стаж истца в объеме 4 года 7 месяца 9 дней. При бесспорно принятом ответчиком специальном стаже – 20 лет 5 месяцев 18 дня, специальный стаж истца на дату обращения за пенсией составляет 25 год 0 месяцев 27 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г.

На дату обращения за пенсией, 27.07.2009г., истица обладала необходимым страховым стажем (более 25 лет) и специальным (более 25 лет) стажем для назначения досрочной трудовой пенсией по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что специальный стаж не может подтверждаться показаниями свидетелей, поскольку изменения в п.3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внесены с 1 января 2010 года, в то время как право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истицы возникло 27 июля 2009 года и обращение в пенсионный орган последовало до вступления в силу указанных изменений. Истица вправе была рассчитывать на рассмотрение ее дела по прежним нормам пенсионного законодательства.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. На дату обращения за пенсией истица обладала правом на указанную пенсию и пенсия должна быть назначена с даты обращения за ней с 27 июля 2009 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным протокол и.о. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края № 3230 от 31.12.2009 г.

Включить период работы Улькиной Светланы Владимировны в должности организатора внешкольной и внеклассной работы с 23 января 1991г. по 31 августа 1995г. в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Улькиной Светлане Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 июля 2009г.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова