2-6079/2011 предоставление жилого помещения



Дело № 2-6079-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Артемьева Анатолия Леонидовича, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился с вышеназванным иском в суд в интересах Артемьева А.Л., ссылаясь на то, что Артемьев А.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать АТЮ и отец АЛВ лишены родительских прав решением Черновского районного суда г. Читы от 03.02.2000 года. В связи с отсутствием родительского попечения несовершеннолетний Артемьев А.Л. был помещена в детское государственное учреждение. За ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что в настоящее время жилое помещение по указанному адресу отсутствует. Согласно справке ГУП «Облтехинвентаризация» от 17.07.2009 года по адресу: <адрес> находились два объекта: детский комбинат и 2-этажный деревянный многоквартирный жилой дом. На техническом учете стояли два объекта детского комбината, которые в связи с выявлением сноса в 2005 году исключены из Реестра объектов технического учета ГУП «Облтехинвентаризация». 2-этажный многоквартирный жилой дом по указанному адресу не состоял. Согласно акта обследования объекта капитального строительства от 24.06.2010 года, проведенного КГУП «Забайкальское БТИ» по адресу: <адрес> установлено полное отсутствие строений. Несмотря на отсутствие закрепленного жилого помещения, иное жилье Артемьеву А.Л. после окончания пребывания в детском доме № 1 и по окончании учебы в профессиональном училище № 35 г. Читы не предоставлено, чем грубо нарушены его жилищные права. На учет в администрации г. Читы в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди Артемьев А.Л. поставлен лишь с 18.01.2011 года, его учетный номер 1967. Заместитель прокурора края просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Артемьеву А.Л. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы размером не менее 25 кв.м общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Солохина В.И., истец Артемьев А.Л заявленные исковые требования поддержали, дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Болонкина А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, ссылалась на то, что администрация городского округа «Город Чита» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями, является государственным полномочием субъекта РФ. Законом Забайкальского края от 16.12.2009 года органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет субвенций бюджетам муниципальных образований и городских округов, предоставляемых из бюджета края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.метров, не представляется возможным, обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями. Просила суд в иске к администрации городского округа «Город Чита» отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из возражения на исковые требования следует, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Министерство же финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья нуждающимся.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, в отзыве на исковое заявление представитель не возражает против удовлетворения требований истца.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Артемьев Анатолий Леонидович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, поскольку решением Черновского районного суда г. Читы от февраля 2000 года его мать АТЮ и отец АЛВ лишены родительских прав. Жилое помещение за Артемьевым А.Л. закреплялось, но не было сохранено. Ввиду чего предоставление Артемьеву А.Л. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии со справкой Управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Артемьев А.Л.. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 18.01.2011 года, учетный номер 1967. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалось и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Указанные же ответчиком доводы относительно не соблюдения Правительством Забайкальского края порядка передачи своих полномочий администрации городского округа «Город Чита» в части обеспечения жильем детей-сирот, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора

Правительство Забайкальского и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Артемьеву Анатолию Леонидовичу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Артемьеву А.Л. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.