Дело № 2-6230-11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе: Председательствующего судьи Казакевич Ю.А., При секретаре Швецовой М.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Терновского Григория Сергеевича, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, Установил: Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Терновскому Г.С. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м. на 1 чел.). Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Терновского Г.С. Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступило заявление директора ГОУ «Урульгинская специальная (коррекционная) школа-интернат о защите жилищных прав Терновского Г.С. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Терновский Г.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ТЗН решением Читинского районного суда от 30.03.2010 года лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановление главы муниципального образования «Читинский район» № 1049 от 15.06.2004 года Терновский Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был устроен в детское государственное учреждение интернатного типа. При устройстве в детское государственное учреждение за несовершеннолетним жилая площадь не закреплялась в связи с ее отсутствием у родителей. В 2011 году Терновский Г.С. выпускается из детского дома. Однако в связи с тем, что он является <данные изъяты>, на дальнейшее обучение он не направляется, проживает в детском доме до предоставления ему жилья. Прокурор Читинского района в судебное заседание не явился, представила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал полностью. Терновский Г.С. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» Кулябин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие денежных средств для обеспечения сирот жилыми помещениями, также на отсутствие свободных жилых помещений. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, в отзыве на исковое заявление представитель возражает против удовлетворения требований истца заявленных к Правительству Забайкальского края. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из возражения на исковые требования следует, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Судом установлено, что Терновский Г.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, мать ТЗН решением Читинского районного суда <адрес> от 30 марта 2010 года лишена родительских прав, воспитанием сына не занималась с 2003 года, отец в актовой записи о рождении записан со слов матери. Справкой, выданной администрацией Новотроицкого сельского округа подтверждается, что Терновский Г.С. поставлен на льготную очередь как оставшийся без попечения родителей № 2 от 13.07.2004 года. Постановлением Главы администрации гп «Новокручининское» № 74 от 18.02.2011 года Терновский Г.С. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади, номер очереди 161. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалось и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося. Ввиду чего предоставление Терновскому Г.С. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Терновскому Григорию Сергеевичу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Терновскому Г.С. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Председательствующий: Казакевич Ю.А.