Дело № 2-6054-11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе: Председательствующего судьи Казакевич Ю.А., При секретаре Швецовой М.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Орловской Ксении Владимировны, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, Установил: Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Орловской К.В. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м. на 1 чел.). Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Лалетина А.В. Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступила жалоба Орловской К.В. о защите ее жилищных прав. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Орловская К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ОАГ умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан на основании заявления матери. При устройстве в детское государственное учреждение за Орловской К.В. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно справке администрации данное жилое помещение разрушено, для проживания не пригодно, в связи с чем Орловская К.В. на основании постановления главы администрации СП «Макккавеевское» № 53 от 10.05.2011 года поставлена на учет для внеочередного предоставления жилья. В 2011 году Орловская К.В. окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 12», однако жилое помещение Орловской не предоставлено. Своего жилья Орловская К.В. не имеет, регистрации также не имеет. Прокурор Читинского района в судебное заседание не явился, представила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал полностью. Орловская К.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» Кулябин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие денежных средств для обеспечения сирот жилыми помещениями, также на отсутствие свободных жилых помещений. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, в отзыве на исковое заявление представитель возражает против удовлетворения требований истца заявленных к Правительству Забайкальского края. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из возражения на исковые требования следует, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Судом установлено, что Орловская К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, мать ОАГ умерла в ДД.ММ.ГГГГ; сведения об отце ребенка внесены на основании заявления материи ребенка. Постановлением Главы сельского поселения «Маккавеевское» Читинского района от 10 мая 2011 года № 133 Орловская К.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в администрации сельского поселения «Маккавеевское», номер очереди 53. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалось и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося. Ввиду чего предоставление Орловской К.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Орловской Ксении Владимировне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Орловской К.В. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Председательствующий: Казакевич Ю.А.