Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «07» декабря 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Кравцовой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Заместителя прокурора Забайкальского края интересах Кожиной Зои Владимировны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах Кожиной З.В., просит Обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить Кожиной З.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Требование обосновано следующим. Кожина З.В. ( девичья фамилия Забродина) является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы Администрации Центрального административного района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Забродина З.В. была помещена в детское государственное учреждение. Данным постановлением за ней было закреплено право пользования жилым помещением по месту регистрации матери. Однако, впоследствии дом, принадлежащий на праве собственности матери Ивановой Л.К. был продан. С 08 июля 2010 года она состоит в администрации городского округа «город Чита» на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью. Однако, до настоящего времени жилое помещение Кожиной З.В. не предоставлено, в связи с чем она не может устроиться на работу, ей негде проживать. Прокурор и истица Кожина З.В. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Бондаренко И.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором требования не признал, ссылаясь на следующее. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. За истицей постановлением Главы администрации Центрального административного района г. Читы № 739 от 16.11.2006 года было закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, следовательно, на нее не могут распространяться нормы Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о праве на внеочередное предоставление иного жилого помещения. Прокурором Забайкальского края не представлены доказательства отсутствия закрепленного за Кожиной З.В. жилого помещения, отсутствия жилого помещения, предоставленного ей в настоящий момент по договору социального найма или принадлежащего ей на праве собственности; отсутствия жилого помещения у ее супруга, поскольку Кожина З.В. состоит в зарегистрированном браке, отсутствие жилого помещения по месту регистрации. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 15595,6 тыс. руб., которые перечислены администрации городского округа «Город Чита». Законом Забайкальского края от 15.12.2010 г. № 450-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» дополнительно уже к перечисленным субвенциям из краевого бюджета текущего года, предусмотрены субсидии из федерального бюджета в размере 24323 тыс. рублей. Таким образом, средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год включающие как субвенции краевого, так и субсидии федерального бюджета, направлены в бюджет городского округа «город Чита» в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края, это1 категории 2011 года исполнены надлежащим образом. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено. Кожина З.В может требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности от органов местного самоуправления. Просил суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без ее участия. В представленном отзыве, требования не признал, в связи со следующим. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями являются государственными полномочиями субъекта РФ и обеспечиваются органами власти субъекта РФ. Данное государственное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 года администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность детей-сирот в настоящее время более 2000 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. В связи с чем фактически передача государственных полномочий субъекта органам местного самоуправления указанным законом не состоялась. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилья не представляется возможным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве полагает требования прокурора незаконными в связи с тем, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета края (ст.215-1 БК РФ, ст. 8 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года). Организация бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Кожина ( в девичестве Забродина) З.В., 1990 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей( отец Забродин В.П. умер 08.10.2003 года, мать Иванова Л.К. была лишена родительских прав, умерла 04.03.2009 года). В связи с чем постановлением главы администрации Центрального района г.Читы от 16 ноября 2006 года № 739 несовершеннолетняя Забродина З.В. была помещена в детское государственное учреждение. При этом за несовершеннолетней было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> Однако квартира была продана. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предоставление Кожиной (Забродиной) З.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 08 июля 2010 года, ее учетный номер 1828. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Кожиной (Забродиной) З.В. не предоставлено, ответчиками не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и решение о постановки ее на учет в качестве нуждающихся. Так как при постановке Кожиной на учет администрация исследовала все материалы. Касающиеся наличия у нее жилой площади, суд отвергает ссылку представителя ответчика на то, что не доказан факт отсутствия у Кожиной жилого помещения для проживания. Она была признана нуждающейся в таком помещении решением компетентного органа, осуществляющего права органа местного самоуправления. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцам жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Заместителя прокурора Забайкальского края, заявленные в интересах Кожиной (Забродиной) Зои Владимировны удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Кожиной (Забродиной) Зое Владимировне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения Кожиной (Забродиной) Зои Владимировне. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Председательствующий: