«14» декабря 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Селиверстовой Анны Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Федотьева Ивана Александровича, Селиверстова Константина Александровича к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, понуждении к финансированию расходов по приобретению жилья, УСТАНОВИЛ: Селиверстова А.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Она в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, поскольку в 1995 году ее мать ФИО6 погибла. В связи с чем постановлением Главы администрации Центрального района г. Читы от 13.06.1997г. над ней была установлена опека, опекуном назначена бабушка – ФИО7, при этом за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако, не смотря на закрепление за истицей, указанное жилое помещение было отчуждено. Собственником помещения стала ФИО8 В связи с чем п. 3 постановления Главы администрации Центрального района г. Читы от 13.06.1997г. о закреплении за истицей жилого помещения был отменен распоряжением Главы администрации Центрального административного района г. Читы от 13.07.2009г. С 12.07.2010г. истица состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее учетный номер № однако она и ее дети жильем до настоящего времени не обеспечены. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и Правительство Забайкальского края предоставить ей и ее двоим детям вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 56 кв.м., обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование приобретения жилого помещения. В судебное заседание истец Селиверстова А.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Бондаренко И.А., действующей на основании доверенности в суд поступили возражения на исковые требования, в которых она просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края, а также указывает на то, что согласно положениям законодательства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания. Поскольку за Селиверстовой А.А. было закреплено жилое помещение, она имеет право на данное жилое помещение и норма абз.2 п. 1 ст.8ФЗ № 159-ФЗ, предусматривающая право на внеочередное предоставление жилого помещения, на нее не распространяется. Более того, органы местного самоуправления несут ответственность за сохранность муниципального имущества, в том числе закрепленного за детьми-сиротами. Органам местного самоуправления переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе полномочия по учету граждан указанной категории. Реализация данного полномочия регулируется действующим законодательством и не должна осуществляться произвольно. Нарушение органами местного самоуправления порядка реализации государственных полномочий влечет возникновение необоснованных расходов краевого бюджета. Таким образом, требование о финансировании из бюджета Забайкальского края предоставления жилого помещения лицу, уже имеющему закрепленное жилое помещение, не основано на действующем законодательстве РФ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» предусмотрены субвенции в размере 15595,6 тыс. руб., которые были перечислены в бюджет округа, кроме того, дополнительно на основании закона от 09.09.2011г. были перечислены субвенции в размере 24323 руб. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается именно на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита», и не может быть возложено на Министерство финансов Забайкальского края. Просила в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на иск, в которых он указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 115249,4 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 39953,7 тыс. руб. Кроме того, Правительство не является финансовым органом субъекта и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Более того, требование истца о предоставлении жилого помещения площадью не менее 56 кв.м. не соответствует действующему законодательству, поскольку принцип внеочередного предоставления жилого помещения распространяется исключительно на категорию детей-сирот и лиц, из их числа, но не на их членов семьи. Просил в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчикова Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края. В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края №304-ЗЗК от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек, предусмотренных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, заявленные Селиверстовой А.А. требования о предоставлении ей жилого помещения на состав семьи необоснованны. Предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является одновременным улучшением их жилищных условий в связи с изменением состава семьи. Следовательно, жилое помещение подлежит предоставлению из расчета на одного человека. Просила суд в иске отказать. Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона). В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Селиверстова Анна Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО6 умерла 06.12.1995г., отец – ФИО4 А.А. являлся инвалидом, был нетрудоспособен, проживал отдельно от ребенка, участие в воспитании и содержании ребенка не принимал, впоследствии 15.11.2002г. умер. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением Главы администрации Центрального района г. Читы от 13.06.1997г. № 204-а над Селиверстовой А.А. была учреждена опека, опекуном назначена бабушка – ФИО7, при этом за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу <адрес>. Однако указанное жилое помещение было отчуждено, на основании договора дарения доли в праве собственности от 15.09.2007г. собственником указанной жилой площади является ФИО8 Ввиду чего распоряжением Главы администрации Центрального административного района г. Читы от 13.07.2009г. № пункт 3 постановления Главы администрации Центрального района г. Читы от 13.06.1997г. № 204-а, закрепляющий за Селиверстовой А.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> был отменен. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предоставление Селиверстовой А.А. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Селиверстова А.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 12.07.2010г., ее учетный номер №. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истице не предоставлено, ответчиками не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Однако, принимая во внимание, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложенная законом на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняется в недостаточном объеме, суд считает необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по своевременному и в полном объеме финансированию расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление истцу жилого помещения. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. Заявленные Селиверстовой А.А. требования в части увеличения площади предоставляемого жилья до 56 кв.м. с учетом совместно проживающих двух несовершеннолетних детей, суд находит неподлежащими удовлетворению, так как предоставление истице внеочередного жилья основано на ее статусе ребенка-сироты. После внеочередного получения жилого помещения Селиверстова А.А. не лишена права обратиться в администрацию городского округа «Город Чита» как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, при наличии на то оснований, предусмотренных законодательством, с целью включения ее в очередь на предоставление жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Селиверстовой Анны Алексеевны удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Селиверстовой Анне Алексеевне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края осуществить своевременно и в полном объеме финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Селиверстовой Анне Алексеевне жилого помещения. В удовлетворении остальной части требований Селиверстовой А.А. отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков