д. № 2-7791-11 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя



Гр. дело 7791-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» декабря 2011 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по заявлению прокурора Забайкальского края о признании незаконными действий должностного лица и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Забайкальского края в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с указанным заявлением, указав в обоснование заявленных им требований на следующие обстоятельства.

При проведении плановой проверки начальником отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края ФИО1 начальнику Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю (далее отдел УФССП края) Крюковой О.В. 21.11.2011 года было направлено требование о предоставлении старшему прокурору отдела ФИО2 для ознакомления исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате, находящихся на исполнении в указанном отделе.

Проверка производилась в соответствии с планом работы прокуратуры края во исполнение п. 3.7 Постановления совещания руководителей правоохранительных органов Сибирского Федерального округа от 23.06.2009 года № 39, решения совместного совещания при ГП РФ и полномочного представителя в СФО от 15.09.2009 года(п.1.10)

Вопросы проверки были согласованы предварительно с начальником отдела Крюковой О.В.

Ознакомиться с исполнительными производствами предполагалось в здании УФССП края 22.11.2011 года в 15-00.

22.11.2011 года от Крюковой О.В. в прокуратуру края поступила информация об отказе предоставления в полном объеме требуемых исполнительных производств, предлагалось ознакомиться только с одним сводным производством, возбужденным по заявления прокурора.

Полагая отказ незаконным, прокурор просит признать незаконным действие начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю -старшего судебного пристава Крюковой О.В., отказавшейся 22.11.2011 года прокуратуре края предоставить для ознакомления исполнительные производства о взыскании заработной платы, находящиеся на исполнении в вышеназванном отделе. Обязать начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю- старшего судебного пристава Крюкову О.В. устранить допущенное нарушение закона и предоставить прокурору отдела прокуратуры края исполнительные производства о взыскании заработной платы, находящиеся в производстве названного отдела.

В судебном заседании прокурор Антипенко А.А. доводы заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что Федеральным законом РФ «О прокуратуре» прокурор вправе требовать от руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, к которым относится федеральная служба судебных приставов, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно п. 4 ст. 19 Закона « О судебных приставах» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляется генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Вопросы несвоевременности выплаты заработной платы стоят на контроле руководства страны и Генерального прокурора, которым все территориальные органы постоянно предоставляю информацию о состоянии дел по данной проблеме.

Представитель УФССП России по Забайкальскому краю Горшунов Д.Л., должностное лицо Крюкова О.В. заявление полагали необоснованным, представили письменные возражения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Как следует из изложенного, с позиции реализации организационных форм деятельности прокуратуры по надзору п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» установлены определенные пределы. Заключается это в том, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением надзора не подменяют иные государственные органы, а проверки исполнения законов проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Законодательство четко определило компетенцию органов прокуратуры и не допускает, чтобы они подменяли другие государственные органы. С учетом требования о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в настоящем Законе определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Детализировано это направление в нормативных документах Генеральной прокуратуры, в том числе совместных с различными ведомствами.

Таким образом, закон устанавливает обязательные условия для проведения проверки:

- прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

- содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором.

Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений. Действия прокуратуры по организации проверок регламентированы Приказами и указаниями Генеральной прокуратуры. Прокуроры не вправе осуществлять проверки, относящиеся к сфере деятельности других государственных органов. Прокурорские проверки не должны касаться исполнения подзаконных и ведомственных актов. Так, в указании Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 года № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнение законов судебными приставами» обращено внимание прокуроров на то, что при осуществлении прокурорского надзора, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, необходимо изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов исполнителей по месту их нахождения, при рассмотрении обращений о нарушении законодательства об исполнительном производстве проверять доводы заявителей, принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Как следует из изложенного, истребование документов и материалов может иметь место лишь при наличии к тому оснований, в рамках проведения проверок исполнения законов, для проведения которых прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона и содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов.

Истребование документов и материалов произвольно, без законных на то оснований, прокурору не предоставлено, а применение положений ст. 22 ФЗ « О прокуратуре», без учета требований ст. 21 недопустимо.

Как усматривается из требования от 21.11.2011 года, прокуратурой оно было направлено в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2011 года и Указаниями Генеральной прокуратуры от 24.04,2011 года в связи с проведением проверки исполнения службой судебных приставов требований закона при исполнении решений судов о взыскании заработной платы. Было предложено для ознакомления предоставить все исполнительные производства о взыскании задолженности по заработной плате, находящиеся на исполнении. Каких либо ссылок на наличие информации о фактах нарушения закона службой судебных приставов в ходе исполнения истребуемых исполнительных производств, и необходимость их проверки, требование не содержит. Не приводилось таких доводов и прокурором в судебном заседании.

Кроме того, обоснованными представляются доводы представителя УФССП о том, что прокурором были установлены нереальные сроки исполнения требования, которое поступило 21.11.2001 года, после обеда, документы было предложено представить 22.11.2011 года. С учетом значительного количества документов, учитывая, что проверка проводила в плановом порядке, не требовала незамедлительного исполнения, по мнению суда, указанные сроки явно недостаточны.

Заслуживают внимание также и доводы УФССП по Забайкальскому краю о том, что, когда прокурор не является стороной исполнительного производства, к нему не поступали обращения граждан по защите их нарушенных прав, следовательно он не вправе требовать исполнительные производства для проверки, без законных оснований и без воли сторон исполнительного производства, так как стадия исполнения постановлений по гражданским делам, представляет собой стадию судопроизводства по гражданским делам, которой заканчивается процесс судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований прокурора Забайкальского края о признании к незаконным действия начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю - старшего судебного пристава Крюковой О.В., отказавшей 22.11.2011 года предоставить прокуратуре для ознакомления исполнительные производства о взыскании заработной платы, находящиеся на исполнении в вышеназванном отделе и устранении допущенных нарушение закона, обязании предоставить прокурору отдела прокуратуры края исполнительные производства о взыскании заработной платы, находящиеся в производстве названного отдела, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков