Дело № 2-5742/2011 Об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации



Дело № 2-5742-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» декабря 2011 г.

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

при секретаре Кравцовой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Романенко Нины Алексеевны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ о возложении обязанности,

установил:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Романенко Н.А., просил возложить на ответчиков обязанность по обеспечению ее техническими средствами реабилитации инвалидов и обеспечить соответствующее финансирование.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на следующее. Проведенной проверкой по заявлению Романенко Н.А. было установлено, что она является инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, ей необходимы технические средства реабилитации (далее – ТРС), а именно: адсорбирующие прокладки женские. Данные средства реабилитации включены в перечень технических средств реабилитации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года.

Однако указанные технические средства инвалиду не были предоставлены.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в безвозмездное пользование.

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года, обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Министерство социальной защиты населения Забайкальского края является уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации, осуществляющим переданные ему федеральные полномочия.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ является уполномоченным органом государственной власти, организующим гарантированное государством обеспечение инвалидов ТСР и медицинскими услугами.

Министерство финансов выступает от имени казны РФ.

Несоблюдение требований федерального законодательства о предоставлении инвалидам ТСР, по мнению прокурора, нарушает социальные права граждан-инвалидов, предусмотренные ФЗ «О социальной защите инвалидов». Следовательно, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав данных граждан.

На основании изложенного прокурор просит обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Романенко Н.А. данными техническими средствами реабилитации, а также обязать ответчиков Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ обеспечить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края за счет средств казны РФ денежными суммами, необходимыми для обеспечения Романенко Н.А. техническими средствами реабилитации.

В судебное заседание прокурор и Романенко Н.А. не явились, просили о рассмотрении дела без участия, исковые требования поддержали полностью.

Суд вынес определение о рассмотрении дела без их участия

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Забайкальского края в виде субвенций, на основании контрактов, заключенных ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток». Финансирование данных полномочий осуществляется. Государственный контракт заключен, закупки произведены.

В судебное заседание представители ответчика- Министерства здравоохранения и социального развития РФ не явились, представили отзыв, в котором исковые требования полагают необоснованными, так как доказательств недофинасирования Министерства социальной защиты на данные мероприятия не имеется.

В судебное заседание представители ответчика- Министерства финансов РФ не явились.

С согласия сторон суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседание представитель третьего лица ГУСО ЦМСРИ «Росток» Дутова И.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать и указала, что данные средства реабилитации для Романанко уже закуплены по госконтракту, прибыли в г. Читу, хотя еще не вручены инвалиду.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации за счет федерального бюджета.

С 2010 года федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Забайкальского края, о чем заключено соответствующее соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №2105-р. Для исполнения переданных полномочий бюджету Забайкальского края передаются денежные средства в виде субвенций (п.1 ст. 5 Соглашения).

В Забайкальском крае, в соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Забайкальском крае определен соответствующим нормативным актом – Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 2 февраля 2010 года №20.

В соответствии с п.1 данного нормативного акта, уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Романенко Н.А. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: адсорбирующими прокладками женскими в количестве 3 штуки в сутки, что подтверждается индивидуальной программой реабилитации. Заявление Романенко об обеспечении ее данными ТРС было рассмотрены, и она была поставлена на учет для получения ТСР в 2011 году.

Однако до настоящего момента она не обеспечена данными ТСР.

Тем самым ее права на предоставление установленных законом гарантий не реализованы.

С учетом характера технических средств, которые необходимы истцу для ежедневного использования, в данном случае технические средства реабилитации должны быть предоставлены истцу в разумный и возможно более короткий срок.

В противном случае не будет достигнута определенная ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» цель социальной защиты инвалидов – обеспечения им условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Суд не может принять доводы представителей ответчика о том, что Министерство социальной защиты населения Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как не оно непосредственно обеспечивает инвалидов данными средствами реабилитации.

В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, именно Министерство осуществляет государственные полномочия РФ, переданные Минздравом РФ, по обеспечению инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации, а в соответствии с п.п. 9.11.1. данного нормативного акта, Министерство организует предоставление инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование технических средств реабилитации.

Поэтому надлежащим ответчиком по исковым требованиям об обеспечении ТСР является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Прокурор имеет право обратиться в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав граждан (ст. 45 ГПК РФ).

Поэтому исковые требования прокурора о понуждении Министерства социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить истца ТСР, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд принимает доводы представителей ответчиков Министерства здравоохранения и социального развития РФ о том, что финансирование осуществляется в полном объеме, доказательств обратного в суд не представлено. Поэтому в иске к Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Министерству финансов РФ суд считает необходимым отказать, указав в резолютивной части решения, что финансовое обеспечение должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, переданных в виде субвенций.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения в части обеспечения истцов техническими средствами реабилитации в 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

От оплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Романенко Нины Алексеевны удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Романенко Нину Алексеевну техническими средствами реабилитации – адсорбирующими прокладками женскими в количестве 573 штуки ( 3 штуки в день) за счет средств федерального бюджета, переданных в виде субвенций, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Краснокаменскому межрайонному прокурору в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ануфриева Н.В.