Дело № 2-6145/2011 о предоставлении жилого помещения, финансировании (дети-сироты)



Дело № 2-6145-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«21» ноября 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.,

при секретаре Кравцовой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ивановой Ольги Александровны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Ивановой О.А. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Иванова О.А. в несовершеннолетнем возврате осталась без попечения родителей, в связи с чем она была помещена в детское учреждение, в 2009 году над ней учреждено попечительство. Жилое помещение за нею не закреплялось. Она поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в администрации городского округа «Город Чита», но жилое помещение ей не представлено.

На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ивановой О.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилой площади.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 15630, 7 руб. Иванова является лицом из числа детей-сирот и вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности от органов местного самоуправления. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве полагает требования прокурора незаконными в связи с тем, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета края (ст.215-1 БК РФ, ст. 8 Закона Забайккльского края от 5 октября 2009 года). Организация бюджет возлагается на соответствующий финансовый орган. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и просила в иске отказать, ссылаясь на то, что Иванова не признана малоимущей, что является необходимым для постановки ее на учет.

В судебном заседании помощник прокурора Ингодинского района г.Читы Ташлыков А.В. и истец Иванова О.А. заявленные требования подержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд иск удовлетворить в полном объеме. Прокурор также уточнил, что прокуратура просит обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилой площади Ивановой О.А.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 Закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Иванова О.А., 18 февраля 1992 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей (они были лишены родительских прав решениями Шелопугинского районного суда от 25 ноября 1998 года и Черновского районного суда г.Читы от 20 января 2009 года). В связи с чем постановлением главы администрации Шелопугинского района от 13 мая 2001 года несовершеннолетняя Иванова была направлена в детское учреждение. При этом за несовершеннолетней право пользования жилым помещением не было закреплено. Согласно распоряжению от 10 августа 2009 года над Ивановой было учреждено попечительство. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предоставление Ивановой О.А. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

28 июня 2011 года Иванова закончила обучение в профессиональном училище №6.

Согласно справке жилищного отдела управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 12 октября 2011 года, она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 28 августа 2009 года, ее учетный номер1639. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Ивановой О.А. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки ее на учет в качестве нуждающихся.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Суд отвергает доводы представителя ответчика о том, что в данном случае для получения жилого помещения истцу необходимо быть малоимущей. В данном случае предоставление жилого помещения является специальной гарантией жилищных прав отдельной социальной незащищенной категории лиц, поэтому в данном случае не требуется признания истца малоимущей.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцам жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ивановой О.А. удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ивановой Ольге Александровне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Ивановой Ольге Александровне.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ануфриева Н.В.