Дело № 2-5786/2011 о заключении договора специализированного найма жилого помещения



Дело № 2-5786-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«10» ноября 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.,

при секретаре Кравцовой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Шойнжонова Дандара Баировича к администрации городского округа «Город Чита», к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», Комитету по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о включении спорного жилого помещения в число помещений специализированного фонда, предоставлении его истцу, ссылаясь на следующее. Он проходит военную службу в в/ч 44311 г.Чита. Решением жилищной комиссии данной части от18 апреля 2011 года ему, на состав семьи из 3 человек, было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> как признанному нуждающимся в получении жилой площади. Согласно выписке из решения №8 о предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения от 22 июля 2011 года, выданной 4 отделом ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, данное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи – жене и дочери.

Указанное жилое помещение в настоящее время передано в собственность городского округа «Город Чита». Однако администрация Центрального административного района в заключении договора найма служебного жилого помещения отказала, сославшись на то, что данная квартира является муниципальной собственностью, и распоряжаться ею имеет право только орган местного самоуправления. Кроме того, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления.

Впоследствии истец уточнил свои требования и просил суд признать за ним и членами его семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ними договор найма служебного жилого помещения.

В судебном заседании истец Шойнжонов Д.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным. Он также уточнил, что решение жилищной комиссии было не 18 апреля 2011 года, как ошибочно указано в исковом заявлении, а 18 ноября 2010 года.

В судебном заседании третье лицо Шойнжонова С.В. исковые требования поддержала и дала аналогичные пояснения.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» и администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия, представила отзыв на исковые требования, в которых исковые требования не признала, указывая, что данное жилое помещение не является служебным, так как не включено в список специализированных жилых помещений, жилье военнослужащим должно предоставляться из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим органом власти.

Представители третьего лица 4отдела отдела ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в/ч 44311 в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства. ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ представило отзыв, в котором они полагают исковые требования обоснованными, так как истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение предоставлено истцу с соблюдением всех норм действующего законодательства.

Суд вынес определение о рассмотрении дела без участия данных лиц.

В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» Попова Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не имеет права распоряжаться данным жилым помещением, так как оно находится в муниципальной собственности.

Из представленных Комитетом возражений также следует, что они полагают, что не являются надлежащими ответчиками, так как не обладают полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями (л.д._______).

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что истец Шойнжонов Д.Б. является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.

В силу ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, истец проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в звании лейтенант, контракт о прохождении военной службы был с ним заключен в 2008 году сроком на 5 лет, что подтверждается удостоверением, самим контрактом, соответствующей справкой (л.д._______).

Решением жилищной комиссии войсковой части 4311 от 18 ноября 2010 года ему распределена <адрес>, освобожденная военнослужащим Погодиным (л.д._____).

Основанием для этого послужила проверка его жилищных условий соответствующей комиссией (л.д.____).

В настоящее время указанная квартира значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита» (л.д.______)..

Ранее данное жилое помещение было занято военнослужащим Погодиным, о чем представлена соответствующая справка (л.д.-___).

Так как в этот период происходило изменение правил предоставления жилых помещений военнослужащим в связи с созданием уполномоченного органа МО РФ, то 4 отдел ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ 22 июля 2011 года также вынесло решение о предоставлении данного жилого помещения истцу и членами его семьи (л.д.______)..

Суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушить прав военнослужащих и членов их семей на получение в пользование освободившегося жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит, что у истца и у членов его семьи имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.

Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Истец и члены его семьи не имеют жилых помещений в собственности, они не имеют регистрации по месту жительства (л.д.___________). Таким образом, их жилищные права нарушаются.

Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

На основании изложенного суд отвергает доводы представителей ответчиков о том, что иск не подлежит удовлетворению.

Надлежащим ответчиком по этим исковым требованиям суд признает администрацию городского округа «Город Чита» - собственника жилого помещения.

Так как Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» полномочий по распределению жилых помещений не имеет, то надлежащим ответчиком он не является, и в исковых требованиях к нему суд считает необходимым отказать.

Таким образом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцом подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими могут быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.

Вместе с тем, несмотря на признание за истцом права пользования, суд находит требование о понуждении администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма служебного жилого помещения не подлежащими удовлетворению. Поскольку согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» таким органом не является. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания возложить на орган местного самоуправления данную обязанность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шойнжонова Дандара Баировича удовлетворить частично.

Признать за Шойнжоновым Дандаром Баировичем и членами его семьи – женой Шойнжоновой Светланой Владимировной и дочерью – Шойнжоновой Дашимой Дандаровной, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора найма служебного жилого помещения. В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ануфриева Н.В.