2-6459/2011 о взыскании дополнительной денежной выплаты



Дело № 2-6459- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова Александра Викторовича к войсковой части 01390, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании премии по итогам работы три месяца второго квартала 2011 года, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Маслов А.В. обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.

В период с 01 октября 2010 года по 29 июля 2011 года работал в войсковой части 01390 в должности инженера 1 категории отделения автоматизации. Увольнение истца было произведено по собственному желанию. В нарушение положений приказа МО РФ № 1010 от 26 июля 2010 года истцу не была выплачена премия за второй квартал 2011 года. Истец просит взыскать задолженность по премии в размере 30000 руб. Кроме того, истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков в судебном заседании выразили несогласие с заявленными требованиями, пояснив, Приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает дополнительную выплату (премию) по результатам службы (работы) за счет экономии фонда оплаты труда. Это означает, что данная выплата не является гарантированной, и, следовательно, обязательной. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Издание приказов на выплату премии военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. В соответствии с приказом данная выплата именуется как дополнительное материальное стимулирование, поэтому должна применяться для работников, которые находятся в трудовых отношениях на момент издания приказа. Кроме того, все выплаты по данному приказу за 1 квартал 2011 года произведены, денежные лимиты на выплату премии иным лицам отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из трудовой книжки, 01.10.2010 года Маслов А.В. был принят на должность инженера 1 категории войсковой части 01390 и уволен 29 июля 2011 года по собственному желанию (л.д.___).

Из представленного в материалы дела трудового договора № 3 от 01.10.2010 Маслов А.В. был установлен оклад в размере 1954,88 руб. (л.д._____).

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 Москва «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления….военных округов…. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. (п.1, 2). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в управлении военных округов - на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами рапортов (п.6).

15 августа 2011 года в адрес начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю поступила телеграмма о дополнительных выплатах военнослужащим и лицам гражданского персонала во втором квартале 2011 года, на основании которой было принято решение о распределении денежных средств, о чем дано указание командирам войсковых частей и начальникам объединений, управлений.

Из материалов дела следует, что во исполнение приказа МО РФ № 1010 командиром войсковой части 01390 был издан приказ о выплате премии гражданскому персоналу за второй квартал 2011 года.

В соответствии с п. 7 вышеназванного приказа № 1010 размер дополнительного материального стимулирования не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

Пунктом 11 приказа Министра обороны РФ № 1010 установлен перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что к дисциплинарной ответственности Маслов А.В. не привлекался, материальный ущерб Вооруженным Силам не причинял.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказ Министра обороны РФ № 1010 устанавливает дополнительное материальное стимулирование в виде премий, которые выплачиваются систематически за качественное, квалифицированное выполнение должностных обязанностей всему работающему гражданскому персоналу, за исключением лиц, указанных в вышеизложенном пункте 11.

Таким образом, действие приказа распространяется на всех лиц, осуществляющих выполнение работы во втором квартале 2011 года.

В силу положений ст. 22 ТК РФ регламентирующей обязанности работодателя, последний обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 135 ТК условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из смысла статей 135, 285, 287 Трудового Кодекса РФ следует, что премирование и выплата надбавок за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы, доплат и других вознаграждений, предусмотренных условиями оплаты труда, производятся в порядке, установленном для работников данной организации в локальных нормативных актах, равно как и штатным сотрудникам.

Пунктом 3 трудового договора предусмотрены условия оплаты труда, в том числе порядок премирования. В соответствии с подпунктом 3.2 по результатам работы работодателем могут выплачиваться иные премии на основании локальных нормативных правовых актов.

Таким образом, требования Маслова А.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из телеграммы усматривается, что расчетная сумма на одного гражданского работника в управлениях командований, объединений установлена в размере 30 000 рублей.

Учитывая, что Маслов А.В. отработала второй квартал 2011 года полностью, следовательно, в его пользу истца подлежит взысканию премия в размере 30 000 руб.

Статья 237 ТК РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений.

Таким образом, положения данной статьи, наделают работника правом на возмещение морального вреда во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями. Компенсация морального вреда предусматривается в ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ.

Если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

В силу положений ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Пунктом 2 ст.1101 ГК РФ определено, что при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Проанализировав собранные по делу доказательства принимая во внимание нормы материального права, регламентирующие право и порядок возмещения морального вреда, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично в размере 1000 руб.

В связи с тем, что Трудовым Кодексом РФ обязанность по выплате заработной платы и иных выплат, предусмотренных положениями об оплате труда, возложена на работодателя, денежные средства должны быть взысканы с войсковой части 01390.

Вместе с тем требование истца о признании незаконным бездействия командира войсковой части 01390 в невыплате денежной премии (дополнительной выплаты) не подлежит удовлетворению, поскольку обязанность по финансированию войсковой части 01390 возложена на Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, которое в силу положений пункта 26 Устава обязано организовать своевременное и в полном объеме обеспечение личного состава обслуживаемых воинских частей денежным довольствием (заработной платой) и иными выплатами в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Маслова Александра Викторовича удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 01390 в пользу Маслова Александра Викторовича премию по итогам работы за второго квартал 2011 года в размере 30000 руб., компенсацию морального вреда 1000 рублей, всего 31 000 руб.

Взыскать с войсковой части 01390 в местный бюджет государственную пошлину в размере 600 руб.

Обязать Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю выплатить Маслову Александру Викторовичу премию по итогам работы за полтора месяца второго квартала 2011 года в размере 30 000руб., компенсацию морального вреда 1 000 руб., всего 31 000 руб.

В остальной части иска отказать.

Обязать Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю перечислить в местный бюджет государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Т.В. Лоншакова